Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю памяти Григория Паламы 12.03.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 2-ю Великого постаПамять Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского12.03.2017 Мк., 7 зач., II, 1–12Ин., 36 зач., X, 9–16 (Свт.) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня, в…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста
Память Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского
12.03.2017
Мк., 7 зач., II, 1–12
Ин., 36 зач., X, 9–16 (Свт.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю 2-ую Великого поста, мы с вами слышали Евангельское чтение о том, как Господь исцеляет человека расслабленного, которого к ногам Его принесли близкие, друзья его, которые желали ему помочь, услышав, что Господь пришел в город и говорит слово в доме, утешая сердца людей, наставляя и назидая. Они поспешили принести своего болящего к ногам Иисусовым, но пройти они не могли из-за множества народа, собравшегося услышать слово истины, исходящее из уст Иисусовых. Они употребляют усилие, поднявшись на кровлю дома и раскопав ее, и свесили одр к ногам Иисусовым. И Господь, как говорит нам Евангелие, видя веру их, обращается к человеку болящему и говорит слова, столь важные для сердца каждого человека: «прощаются тебе грехи твои». Книжники, которые были в доме и слышали эти слова, смутились, ибо родился в их сердце вопрос: кто может прощать грехи, как только Бог? и что же сей Человек хулит Бога Своими словами? Но Господь подтверждает Свое божественное достоинство Своей силой всемогущей, превозмогающей человеческое естество, и уже обращаясь к этим смутившимся людям, Он говорит: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы уверились в сердцах ваших, вот сейчас увидите ответ на ваш вопрос, родившийся в вашем сердце». Он обращается к болящему и говорит: «востани, и возми одръ твой и иди въ домъ твой». Что и исполняет пред изумленными людьми, собравшимися около Христа, этот человек, еще несколько минут или даже секунд тому назад немощной и не могущий ничего совершить сам для себя. Человек встает и, «здрав бываше», идет в дом свой.

Господь вновь и вновь подтверждает пред лицем всех людей Свое божественное достоинство, подтверждает то, что Он пришел в этот мир для того, чтобы спасти человека, и что имеет Он власть прощать грехи многие, тяжкие и лютые. И имеет власть над стихиями, имеет власть над теми пределами немощей и болезней человеческих, возвращая здравие человеку. Имеет власть над духами злобы поднебесной, изгоняя их из сердец людей, освобождая человека от этого гнетущего его рабства и плена, в котором оказывается человек, совершающий всякий грех, подчиняющий свою волю и порой всего себя действиям этих духов злобы поднебесной, причиняя вред и самому себе, и окружающим его людям. Господь вновь являет Свое божественное достоинство, о чем и нам с вами Евангелие сегодня свидетельствует и напоминает  — о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос пришел в мир сей для того, чтобы спасти погибшего и каждой душе, расслабленной и в немощи пребывающей, даровать здравие от недугов ее.

Немощи души человеческой, которые поражают ее, как некая страшная болезнь, порой не позволяют человеку нести то служение и послушание, которое он несет в этом мире. Он постоянно отвлекается, постоянно пребывает в суете, постоянно предается тем или соблазнам, которые перед ним расстилает враг рода человеческого: выбирай то или это, как на некоем базаре, а если еще немножечко пройдешь, увидишь еще нечто – и человек забывает о самом себе. Человек теряет некое самочувствие самого себя. Он начинает увлекаться внешней стороной жизни, которая уносит его и оглушает, не давая ему вспомнить о самом себе. Но душа пребывает в расслаблении. Она уже не может ничего делать сама по себе, порой не может остановиться в этом потоке, который уносит ее – как человек, который не может справиться с сильным потоком воды, как бы он ни стремился, в лучшем случае, может только удержаться на поверхности, но поток его несет туда, куда течет эта вода, и не может человек преодолеть силу потока и достичь вожделенного берега для того, чтобы обрести спасение и отдохновение от этой борьбы.

Мир являет свою власть над душой человеческой. Но эта власть проявляется только над той душой, которая больна, которая пребывает в расслаблении и долгонедужии и немощи. Подчиняет эту душу и заставляет порой делать то, что неприятно и противно самому человеку. Но не может человек освободиться из этого плена. Сегодняшнее Евангелие нам с вами напоминает о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос – врач душ и телес человеческих. Стоит только человеку устремиться ко Христу, как найдет он для себя вожделенное освобождение от недугов души свой, от тайных недугов сердца своего.

Святые отцы нам с вами напоминают и говорят о том, что духовная жизнь человека имеет три определенные ступени или степени. Первая – это начало, это покаяние и обращение человека к Богу. Вторая – это борьба со страстями. И третья – это тот предел, которого достигает человек – чистота сердца. Положив начало покаяния в эти дни Великого поста и обращения сердца своего к Богу через и богослужение, и особый подвиг молитвенный мы вступаем (и не должны об этом забывать) в иной строй-порядок жизни, который требует от нас понимания того, что мы должны делать, чтобы не смутиться, чтобы преодолеть этот путь со Христом, благодаря Его помощи и поддержке, чтобы обрести здравие души своей. И весь отрезок жизни человеческой в духовном плане между покаянием и обращением к Богу и чистотой наполнен борьбой со страстями.

Святитель Феофан Затворник научает и говорит, что эта борьба тоже должны вестись по определенному плану, чтобы достичь той цели, которую ставим перед собой. Господь нам помогает. Господь не оставляет. Господь дает нам возможности для того, чтобы мы оказались победителями в этой брани. Но многое остается и за нами самими: как мы употребляем те возможности, ту благодатную помощь, которую подает нам Господь, чтобы выстоять в этой духовной брани.

Первое, о чем говорит святитель Феофан Затворник, это то, что нужно понимать, что мы духовную брань должны вести не по всему фронту. Ибо для этого сил у нас не хватит и рассудительности тоже не хватит; враг, который противостоит нам, хитер, коварен, имеет огромное количество хитростей, которые человек не может и предусмотреть в жизни своей, сколько бы человек ни пытался вычитать, рассмотреть, как ему вести ту или иную духовную брань и как ему ополчаться. Но выступать нужно конкретно против той брани, которая его начинает бороть сейчас. Возникают прилоги, возникают помыслы – начинается наступление гордости, раздражения, тщеславия, обиды – против этого должен человек и настраивать сердце свое. Не вообще думать о духовной брани, но в конкретную минуту он должен понимать, кто противостоит ему. И ополчаться всеми известными способами против этой страсти.

Второе условие духовной брани – это понимание того, что страсти находятся вне нас. И очень часто, совершая ошибку, человек попадает под власть страстей, когда отождествляет их со своими желаниями, со своими хотениями, со своими какими-то человеческими утешениями, которые ему хочется иметь. И мы должны понимать, что эта борьба происходит не так, как в чувственном мире, когда человек видит врага напротив и выстраивает тот образ борьбы, который возможен в той или иной ситуации. Враг действует внутри нас – враг действует в нашем сердце, в нашей душе. И мы должны уметь отделить его от самих себя, а не соединяться ним. И как только это удается сделать, мы понимаем и видим, кто противостоит нам. И тогда есть надежда на то, что мы сможем одержать победу в этой борьбе. Мы увидим врага и сможем выступить против него.

Но враг имеет множество ухищрений, чтобы именно на этом этапе духовной борьбы смутить человека. И в эти дни Великого поста мы особым образом слышим за богослужением те песнопения, те слова, обращенные к нам, напоминающие нам и о покаянии, и о духовной борьбе, напоминающие нам и о тех угодниках Божиих, которые смогли пройти этот путь борьбы и достигли тех пределов, возможных для человека, о которых нам возвещает ныне воспоминаемый святитель Григорий, епископ  Фессалонитский. Он говорил о том, что для человека возможно достичь той тишины, за пределами которой открывается таинственное для человека и невозможное для слов человеческих видение присутствия Бога в этом мире.

Это те пределы, к которым устремляется человек. Но для начала необходимо освободить свои душу и сердце от того врага и хозяина, который порой укрепляется в сердце человеческом и становится распорядителем нашего сокровища – и телесного, и душевного – заставляя и подчиняя человека своей воле. Подчиняет он человека, заставляя мыслить и представлять о самом себе в категориях и понятиях, которые не соответствуют Евангельским представлениям.

Очень много сейчас доступно для человека, когда он может узнать из научных открытий, из тех таинственных глубин, которые пытается исследовать человек падший. И начинает прилагать понятия этой падшей психологии и философии к самому себе. И тут легко оправдать и самого себя, легко оправдать и вообще присутствие греха в этом мире. Возникает двусмысленность и размытость духовной картины этого мира, когда нельзя сказать, что «да» – это «да», а «нет» — это «нет»: то ли «да», то ли «нет». И теряется человек в этой картине духовной мира, не может понять, где у него верх, где у него низ, и как ему вести себя в этих обстоятельствах духовной «невесомости». Приходят друзья, которые начинают назначать, что верх – это там, а низ – это там, а может быть, наоборот. Путается человек и становится неспособным к полноте духовной жизни.

И только там, где обновляются в человеке понятия Евангельские, когда человек начинает с самим собой соотносить эти понятия, данные нам и возвещенные от Бога, он начинает правильно видеть и себя самого, и окружающий его мир. И тогда только можно увидеть то чуждое, что имеется в нашей душе – ту силу, от которой необходимо освободиться. И только увидев врага внутри самого себя, понимая, что он пришел к нам инуде, как тать и разбойник, человек может выйти на борьбу с ним. И здесь начинается уже труд против конкретной страсти, которую человек обнаружил в сердце своем. Здесь есть для человека все необходимое: есть и труд телесный через поклоны, молитвы, есть богослужение с его полнотой, помогающее нашему уму преодолеть эти пределы заблуждений и смущений, вывести нас на путь ко спасению, есть и возможность покаяния, совета духовного. Всем этим пользуясь, человек может преодолеть ту или иную страсть, которая борет его, и обрести свободу от этой страсти.

Но есть еще один этап в нашей духовной борьбе, который говорит о том, что страсть никогда не уходит. Она может отойти в сторону, отступить, но борьба с человеком продолжается. И порой бывает, что с новой силой приступает страсть другая. Враг находит новые немощи и слабости в душе человеческой и начинает его смущать. Мы должны понимать, что это состояние духовной борьбы, внимательности к своему собственному сердцу, которому предстоит враг, человек ведет до конца своей жизни. Никто никогда не может сказать, что он свободен от страстей. Никто никогда не может сказать, что он освободился от той или иной страсти. Если человек так говорит, то он находится в тяжелейшем заблуждении, потому что враг для того, чтобы нанести удар человеку, всегда маскирует направление главного удара – как это бывает и в реальной военной обстановке. И порой получает человек для себя такое нападение с той стороны, где он и не ожидал и не был к тому готов. Терпит бедствие, смущение, и вновь и вновь начинается для человека этот этап духовной борьбы со страстями, когда порой за падением приходится употреблять многие усилия для того, чтобы вновь вернуться к полноте жизни и отстоять самого себя.

Сегодня у нас уже вторая Неделя Великого поста. Впереди третья седмица Великого поста – пройден уже достаточно большой путь этих постных дней. И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы эти постные дни не были для нас бесплодными, чтобы мы обрели эту духовную опытность в борьбе, научились противостоять тому, кто борет. Противостоять тому, кто подчиняет нас своей воле, кто заставляет нас жить по его понятиям, а не по представлениям и понятиям заповедей Божиих. И как бы трудно ни было, как бы ни смущалось наше сердце и душа в этой духовной борьбе, мы должны всегда помнить, что Господь близь каждого из нас. Господь готов каждому помочь и дает эти силы. Прежде, чем Господь попускает человеку ту или иную брань, когда враг получает возможность наступать, Господь дает человеку и силы. И если человек смущается, убегает с поля брани, прячется, то это только от того, что он не доверяет Богу, это только от того, что вера слаба в его сердце.

Посему мне хотелось бы пожелать, чтобы эти дни Великого поста для нас были днями, когда укрепляется наша вера во Христа и сердце наше чувствует Бога среди всех наших этих искушений, соблазнов. И тот, может быть, небольшой опыт, когда нам удается устоять в этой брани, для нас становится бесценным сокровищем в нашей духовной жизни, тем опытом, который позволяет нам выстоять и достичь того благостного и удивительного, всерадостного состояния, о котором возвещает святитель Григорий Палама, когда сердце радуется, когда свет неизреченный восходит на сердце человеческое.

Богу же нашему слава во веки веков!

Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд