Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю о расслабленном (03.05.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю о расслабленном03.05.2015 Евангелие от Иоанна5:1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.5:2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда,…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю о расслабленном
03.05.2015

Евангелие от Иоанна
5:1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
5:2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
5:3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
5:4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5:5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
5:6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
5:7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
5:8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
5:9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
5:10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
5:11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
5:12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
5:13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
5:14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
5:15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Христос Воскресе!

Сегодня, в Неделю четвёртую по Пасхе, мы слышали евангельское чтение о том, как Господь исцеляет расслабленного, лежащего при купели. Множество больных, чающих исцеления лежало при ней, и Ангел Господень, как сказано в Евангелии, возмущал в воду, и кто первый входил в неё, исцелялся. Расслабленный лежит при купели уже очень долгое время, видя тех людей, которые сходили первыми и получали исцеление в водах этой купели, но не отступает он от своего желания, не теряет он надежду, хотя, по человеческим представлениям и понятиям, не удастся ему быть первым в водах купели. Не имеет он и помощника, не имеет и своих собственных сил для того, чтобы войти в воды купели и получить исцеление в тот момент, когда Ангел возмутит воду купели.

Господь являет над этим человеком Свое всемогущество, являет милосердие, являет ту любовь, которую Он имел по отношению к человеку, дарует ему здравие.

И, вернув ему силы вновь совершать свой жизненный путь здесь на Земле, Господь в напутствие ему говорит: се, здрав еси: к тому не согрешай, да не горше ти что будет.

Вновь напоминает нам с вами Господь, что всё, что происходит так или иначе с человеком, имеет духовную природу. Прежде, чем происходит нечто с человеком в этом физическом мире, в котором живет он, что-то происходит в духовной сфере жизни самого человека и окружающих его людей. Евреи, жившие во времена Христа, хранили, как мы видим, те понятия, которые передавались им многие века:что духовное начало является главным в жизни человека. Что всякая болезнь, всякая немощь, которая постигает человека, имеет под собой духовное начало. И много раз, как мы слышали, они обращаются ко Христу, когда Господь исцеляет и слепорожденного, спрашивая, кто согрешил: он или родители его? Господь говорит, что ни родители его согрешили, ни он согрешил, но сие было дано, чтобы явилась сила Божия и вновь для всех было явлено всемогущество Господа Иисуса Христа совершать здесь на Земле то, что не по силам человеку. Совершать то, что превозмогает возможности человеческие: давать людям вновь здравие и силы там, где человеческое уже бессильно.

В этом вопросе о том, кто согрешил: родители или он сам, есть свидетельство того, что веровали древние о том, что состояние родителей передается их детям. Что порой страдания, которые посещают человека, связаны с духовной неразрывностью, которая соединяет нас всех с вами в одно единое целое. Состояние одного человека, так или иначе, касается других людей. Как говорят: «легкий человек» или, наоборот, «тяжелый человек». Люди, которые не понимают или не отдают себе отчета о духовном состоянии, не зная о духовном мире, но чувствуют, что некоторое состояние человека для них является определенной тяжестью, когда им приходится преодолевать некую преграду. Другой человек приносит для них некое искушение, какое-то утяжеление, им трудно. Или, наоборот, человек, с которым всё легко: легко идти по жизни, легко всё совершать – «легкий» человек. И в его присутствии невозможно совершать те или иные поступки, которые для человека, казалось бы, являются привычными, привчккой ко греху. Некий свет, чистота, которую имеет человек в сердце своем, обличает порой и нечистоту, и отяжеление греховное сердец других людей. Дает тот позыв сердцу к исправлению с тем, чтобы обрести и для себя эту радость, когда свет пребывает в душе, когда всё становится понятным, ясным, когда нет полутеней, когда нет двусмысленности во взаимоотношениях. И вот это приносит человеку радость.

Если это понимается на уровне душевной жизни людей, то более важно и значимо, когда люди уже имеют понимание и устроение своего сердца, способны чувствовать присутствие духовного мира, когда понимают ответственность за свои слова и поступки, которые мы совершаем в этом мире. Господь предупреждает, что за каждое слово человек даст ответ, указывая, что в нашей жизни нет мелочей, которыми мы могли бы пренебрегать, которым могли не придавать значения. Всё, как выстраивает свою жизнь человек по отношению к Богу, по отношению к другим людям, имеет значение. Какие совершает поступки, какие говорит слова – всё это будет иметь продолжение и в его собственной жизни. Если происходит нарушение духовных законов, о которых нам с вами возвещает Господь, если мы разрушаем, уничижаем любовь, действующую в этом мире, то постигает человека наказание – как некое указание на направление исправления своей собственной жизни. Это научение: что нужно делать дальше. Или Господь предупреждает, что не надо идти в том направлении, которое ты избрал себе: на этом пути не будет для тебя уже ни пользы, ни радости, и не только себя можешь погубить, но и других людей.

Это наказание, научение постигает людей как явление милости Божией. Мы знаем о том, что когда Господь видит, что человек уже не способен воспринимать духовное в этом мире, очерствел своей душой и совестью, наступает самое страшное: Господь оставляет человека в том состоянии, в котором он есть. А это состояние неминуемо ведет человека к гибели.

Мы знаем о том, что люди совершали великие грехи перед Богом, нарушали и разрушали то установление божественное, которое дал Господь в совести их: как жить с Богом, как жить с людьми. Людей тогда постигло наказание в виде Потопа. Но это был уже предел, дальше которого зло не могло разливаться по всей Земле. Но в этом была и любовь, и милость Божия, потому что Господь оставил и для этих людей возможность покаяния, исправления в последнюю минуту их жизни.

Мы знаем о том, что люди грешили в Содоме и Гоморре. Господь отступил за прегрешения их, и не имели они других наказаний, кроме последнего: когда Господь одождил и уничтожил эти города.

Милость же Господня тогда, когда человек получает эти наказания от Бога как научения к тому, чтобы что-то исправить в своей собственной жизни: вновь вернуться и вспомнить о Боге, вновь найти тот путь, который был некогда утерян в сердце своем. Возвращение – это путь искания благодати.

Мы видим, как человек многие десятилетия лежал у купели и ждал того момента, когда он сможет оказаться в благодатных водах купели, когда Ангел Господень возмутит воду крылом своим. И это образ и для нас с вами, который говорит о том, что на этом пути искания благодати Божией, желания быть с Богом, для человека нет никаких препятствий, кроме него самого и сердца его. Человек лежал тридцать с лишним лет у купели, желая исцеления, пребывая и не отчаиваясь. Имел терпение и желал получить исцеления, желал благодати Божией, желал благословения Божия, желал милости Божией, желал любви. И, не взирая на то, что проходили годы и не обретал он этого состояния, он не отчаивался. Он видел тех людей, которые получали исцеление, когда сходили первыми. Но не терял надежду на то, что это удастся и ему. И сердцем своим не опускался до печали и уныния оттого, что не он оказался первым. Ибо человек унылый и печальный, отчаявшийся, разворачивается в иную сторону по отношению к Богу и уходит от Бога. Сей же человек оставался терпеливо у вод купели.

Точно так же это и нам с вами напоминание о том, что бы с нами ни происходило, какие бы наказания, научения Господь нам с вами ни посылал, мы должны понимать, что если благословение Божие, благодать Божия будет с нами, будет сопровождать по жизни, то невозможное будет возможным. Ибо близь Господь каждого из нас. Близь Господь там, где люди молятся взаимно: где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их. Господь всегда рядом с нами, и источник благодати Божией желает Господь излить во всей полноте на каждого из нас. Причиной невозможности порой действия любви Божией по отношению к человеку является только сам человек. Господь, уходя из тех мест, где он не сотворил чудес Своих, говорит: за неверствие их не явил Он Своей силы, не явил Он всемогущества, которые являл Он в других местах.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас: чтобы мы помнили, что Господь действует в жизни каждого из нас только тогда, когда мы сердце свое открываем навстречу Богу, когда мы желаем, чтобы Господь действовал в нашей жизни, чтобы Господь являл Свою любовь и милость по отношению к нам. Но каким образом показать это состояние своего собственного сердца? Как открывается и научается сердце тому, чтобы быть с Богом? – Через наши отношения с другими людьми.

Если мы желаем милости по отношению к самому себе от Бога, то точно так же мы должны быть милостивы и милосердны по отношению к другим людям. Если мы желаем любви Божией, без меры изливающейся на человека, то мы должны точно так же уметь оказывать любовь, внимание, утешение по отношению к другим людям. И тогда, видя наши добрые дела, другие люди прославят Бога и будут свидетельствовать о том, что сей человек живет с Богом, и свет его освещает и просвещает всё вокруг него. И иной строй и порядок жизни будет выстраиваться как в самом человеке, так и вокруг него. Ибо свет будет вести его по этой жизни. Будет он видеть все препятствия, которые выстраивает враг рода человеческого на его жизненном пути. Сам будет приобретать мудрость и осторожность в делах, словах и поступках своих, и этому будет научать других людей через свой собственный пример.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд