Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю о мытаре и фарисее 05.02.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю о мытаре и фарисееСобор новомучеников и исповедников Церкви Русской05.02.2017Лк., 89 зач., XVIII, 10–14Лк., 105–106 зач., XXI, 8–19 (мчч.) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
05.02.2017
Лк., 89 зач., XVIII, 10–14
Лк., 105–106 зач., XXI, 8–19  (мчч.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали два Евангельских чтения, одно из которых положено в Неделю о мытаре и фарисее. Это Евангелие рассказывает нам о том, как два человека вошли в храм Господень помолиться. Каждый из них предал свое сердце Богу, и из сердца его исходят слова, обращенные к Богу. Один из них благодарит Бога за то, что он не такой, как «прóчiи человѣ́цы», не такой, как этот мытарь, которого он увидел стоящим в углу в храме. Такой человек свидетельствует о том, что он много старается в делах исполнения заповедей Божиих. Из всего, что получает в своей земной жизни, десятину отдает на храм. Старается исполнять все, что заповедано. Другой же, мытарь, не мог ничем похвалиться пред Богом, ибо дела его были неправедны, жизнь его была исполнена тех искушений, соблазнов, от которых он порой не мог устоять, а порой был связан обязательствами, и жизнь свою он оценивал теми простыми словами, обращенными из сердца к Богу: Бóже, ми́лостивъ бýди мнѣ́ грѣ́шнику. Он видел свое недостоинство, понимал, что в этом состоянии он не может возносить пред Богом молитв прошений, даже благодарений, но лишь только просит милости у Бога.

Другое Евангелие, которое мы слышали, говорит о том, как Господь предупреждает людей о последних временах, какие страшные события будут происходить, когда люди отступают от веры, когда нет никаких пределов, нет никаких законов, когда будут предавать друг друга, когда дети будут восставать на родителей. И сегодня, когда мы празднуем память наших святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы знаем о том, что все это сполна совершилось в нашем недавнем прошлом, в нашей истории. Все произошло действительно как по писанному. В Евангелии мы слышали, как Господь предупреждает о том, что сердца людей будут исполнены страхований, они будут бояться всего, что происходит в окружающем их мире. Даже придет такое время, когда люди будут умирать не от болезней, а от страха перед грядущими событиями. Катастрофы, катастрофы… Сие слово уже скоро навязнет в сознании людей, ибо со всех сторон сейчас человек слышит эти страхования о грядущих катастрофах. Постоянно человеку напоминают о том, сколь хрупок этот мир, как легко его разрушить и уничтожить. И при этом человек пребывает в страхе от грядущих событий. Люди слышат о внешних обстоятельствах жизни, о тех событиях, которые происходят во Вселенной, в земной жизни. Какие-то астероиды приближаются к Земле и готовы уничтожить здесь жизнь. Происходят необратимые процессы в природе, которые грозят уничтожением человека. Люди смущаются, люди пребывают в страхе от этих грядущих событий, при этом забывается самое главное: нас с вами Господь предупредил, что должно сие быть! И причиной всех этих событий является только одно: грех, который вошел в этот мир.

Причиной всех катастроф, которые происходят в мире и во Вселенной, является грех, отступление от Бога. Первая катастрофа, которая совершилась – это катастрофа была еще в Раю, когда человек утерял свое райское блаженство и оказался вне Рая, и оставалось ему только горько оплакивать свое состояние. Как Церковное Предание говорит: глаза Адама были всегда красны от слез, которые он проливал, воспоминая то райское блаженство, то состояние, в котором он пребывал, когда жил с Богом.

Мы знаем, что катастрофы постигли человечество, когда грех заполонил всю Землю, и только Ной и его семейство спаслось в потопе, который произошёл на Земле. Мы знаем о той катастрофе, которая произошла в Содоме и Гоморре, которые были уничтожены огнем с неба, но причиной всего этого являлась то развитие греха, пределов которого даже Сам Господь не мог положить, лишь только уничтожив дальнейшее развитие этой нечистоты по всему лику Земли.

Как же входит грех в человека? Об этом мы должны помнить, воспоминая первое событие искушения, когда тот, кто искушал человека, именуется змеем. Вот этот образ змея очень важен для понимания нашей духовной жизни. Змей кусает, оставляя лишь небольшую ранку. Порой человек может даже ее не заметить, но яд вливается в тело человеческое и начинает свое разрушительное действие. И немного времени требуется ему для того, чтобы человек уже оказался на грани жизни и смерти, когда и тело его уже перестает слушаться, и не может человек ничего сделать для своего спасения.

Точно так же и грех через незначительные поступки и события вливается в сердце и душу человеческие. Обессиливает человека и ведет его к тем пределам, которые именуются смертию духовной.

Сегодняшнее Евангельское чтение в Неделю мытаря и фарисея напоминает об одной очень важной стороне нашей духовной жизни, которой мы более всего должны беречься. Как некий незначительный укус этого змея, которого человек, чаще всего, и не замечает, думая, что это укус комара — но яд греха начинает жить и действовать в человеке. Такой яд вливается в душу человеческую через осуждение. Господь нас с вами предупреждает через чтение сегодняшней Недели о том, что более всего мы должны бояться в своей жизни этого, как кажется, незначительного греха. Человек осуждает, ничего как бы не терпит, поболтал своим языком бездумно, высказал какие-то слова. Осуждение порой становится сопутствующим в нашей бытовой жизни, мы даже не замечаем, что осуждаем ближнего своего в каких-то делах бытовых: не вовремя пришел, не с той ноги встал, не так подал – и все это становится как бы уже привычкой, которая разрушает самого человека.

Катастрофа происходит не вовне. Самая страшная, самая великая катастрофа – это катастрофа в личности человека, в его падении и разрушении. Ведь каждый из нас, как Господь говорит, имеет ценность, которая превозмогает весь этот мир. И масштаб катастрофы — падения души одного человека – мы даже не можем себе представить. Все то, что происходит вовне, по сравнению с этим, не имеет никакого значения. И сколь внимательны мы должны быть в своей духовной жизни, и прежде всего к той, о которой нам напоминает Господь: не осуждать. Ни при каких обстоятельствах мы не имеем права для того, чтобы вынести суд о другом человеке.

К старцу пришел один человек и стал ему рассказывать о другом человеке. Стал говорить недобрые слова. Старец его спросил: откуда ты это знаешь? На что человек ему ответил: один добрый человек об этом мне рассказал. И услышал в ответ слова старца: не добрый тот человек, ибо добрый человек не может говорить худое о другом человеке.

Посему и мы должны помнить о том, что этот яд осуждения не только вливается в нашу душу и в наше сердце, но порой и мы становимся виновниками того, что этот яд осуждения начинает разливаться и разрушать других людей. Невольно своими словами мы начинаем вносить подозрения, всякого рода смущения и в сердца других людей. И этим только приумножаем грех в этом мире. От этого еще более и более страдают душа и сердце человеческие.

Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: не дерзай никого обличать! Не дерзай учить, не дерзай осуждать и укорять других людей! Это не дело веры. Это дело безрассудства, самодовольства и гордости, о которых свидетельствуют такие поступки, если они укореняются в сердце человеческом.

Посему, памятуя это предупреждение Господа, обращенное к нам в сей день в преддверии Недель Великого поста, мы должны помнить о том, что все главные катастрофы и главные события совершаются не в окружающем нас мире, но в нашем сердце. Оттого, как оно откликается на события внешнего мира: с сожалением ли о другом, скорбит ли оно о падении другого человека с желанием молитвенно подняться и удержать его, или оно начинает со злорадством, с раздражением пользоваться этим падением или уничижением другого человека для того, чтобы возвыситься самому себе или по некой, не Божией, правде выстроить смущение и заполнить смущением сердца многих и многих людей.

И мне хотелось бы в эти дни подготовки к Великому посту пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас внимательности к духовной жизни, внимательности к своему собственному сердцу, чтобы не утерять даже тех малых каких-то трудов, которые и с большой для нас трудностью прививаются к сердцу, к душе нашей. И как легко одним словом разрушить все, что мы, казалось бы, собирали: трудились, молились, делали что-то, ходили в храм, старались  — стоит произнести одно только слово, один только взгляд – и все пусто. Куда что делось? Легко себя обесценить, опустошить, но собрать и наполнить, вернуть благодать в свое сердце, в свою жизнь стоит очень больших трудов и подвигов для человека.

Посему хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас этой внимательности к духовной жизни, к своим словам, поступкам и делам, которые мы совершаем. А святитель Феофан нам с вами советует в этой борьбе с осуждением, прежде всего, молиться о том, чтобы Господь избавил нас от видения чужих грехов и падений. И, второе, — если что-то осуждающее мы слышим, мы не должны никому верить. Никаким слухам, никаким источникам мы не должны верить, если это касается осуждения.

Да хранит и убережет нас Господь от этой страшной пагубы, которая под видом порой незначительным входит в нашу жизнь, разрушая нас и наших ближних!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд