Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю о блудном сыне 12.02.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю о блудном сыне12.02.2017Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна ЗлатоустогоЛк., 79 зач., XV, 11–32Мф., 11 зач., V, 14–19 (Свт.) Во имя…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю о блудном сыне
12.02.2017
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Лк., 79 зач., XV, 11–32
Мф., 11 зач., V, 14–19 (Свт.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение Недели, которая именуется Неделей о блудном сыне. Сегодня Господь, как к тем людям, которые окружали Его, обращается словами этой притчи и к нашему сердцу. Как некогда Господь в Раю, когда Адам согрешил, взывал к нему: Адáме, гдѣ́ еси́? – точно так же и этой притчей о блудном сыне Господь обращается к нашему сердцу и спрашивает нас с вами: ты где еси? – где ты находишься? Какое место себе избрал для пребывания на Земле, где сокровище твое, о котором, говорит Господь, Я возвещал тебе? Чего ты ищешь в жизни своей?

И обращается Господь к нам с вами, напоминая о том времени, которое приближается – о Великом посте. Напоминает и о том времени, которое мы уже совершили – о предыдущем Великом посте: какие чувства наполняли наше сердце, когда мы молились, совершали постные труды, какое благодатное чувство и мир обретали в сердце своем, с какой радостью завершали эти постные дни – порой не хотелось расставаться с этими святыми днями, которые позволяли нам пребывать в молитвах, пощениях, трудах и чувствовать особое присутствие Бога в нашей жизни  — близь Господь и нет на сердце у человека каких-то смущений, ненужных и недолжных переживаний, ибо понимаем и знаем, что все возможно с Богом.

Но время поста завершилось, и приходит время, как говорит святитель Феофан, время «улыбающееся», когда человек начинает откликаться сердцем своим на то, что предлагает ему мир. И куда теряются в сердце те благие настроения, устроения жить с Богом, не отступать от молитвы? Немного послабляет себя человек после постных трудов, некую льготу дает самому себе, а дальше начинается иной путь, когда человек, как слышали мы в слове о блудном сыне, начинает блудить. Начинает заблуждаться, начинает теряться в жизни своей. Человек заблудившийся, как мы понимаем, это тот человек, который потерял путь и начал ходить и искать вновь и вновь то, утраченное им, и не может найти. Утерять путь, по которому идет человек, очень легко. Так и тот путь, который мы полагали и пролагали в сердце своем Великим постом, легко утрачивается через всякого рода житейские привязанности, земные устремления. И теряется то особое сердечное устроение, когда человек полагает на сердце, что он будет жить с Богом, пребывать в этом особом благодатном настроении, искании, прежде всего, для самого себя Царствия Божия, когда человек полагает на сердце своем жить внимательной жизнью, стараться не грешить, стараться приносить Богу сразу же покаяние, чтобы исправить те искривления своего жизненного пути, которые начинают появляться в его жизни, как только возникает это послабление по отношению к самому себе.

Заблудиться легко, но вернуться на путь бывает очень трудно. Много усилий требуется от человека, чтобы вернуть утраченное. Преподобный Силуан Афонский, знавший сердцем своим особое присутствие благодати Божией, знал и состояние, когда теряется эта благодать, и единственно тогда мог говорить: скучает душа моя по Господу. Молитвенными трудами и подвигами старался вернуть в свою жизнь эту полноту благодати.

Когда мы говорим, что человек «заблудился», есть еще близкое слово «запутался» — человек обретается в неких путах земных, которые начинают связывать его и уводят все далее и далее «на страну далечу». И порой бывает бессилен уже человек освободиться от этих пут, которые все более и более начинают связывать его. «Заплутал» такой человек – тоже слышится о таком человеке. Некий обманщик, плут увел его с того жизненного пути, по которому он шел, повел по другому пути. И сегодняшнее Евангельское чтение нам с вами показывает, что же находит такой человек, когда уходит из отчего дома. Ему кажется, что его хотения, его желания земные могут принести ему радость. Ему кажется, что к тому, что он имел, можно добавить немножечко той радости, которую он хочет. Но закон здесь иной: тебе оставят твои хотения, но заберут у тебя то, что ты имеешь, ибо то, что ты имеешь – это принадлежит Богу, и Господь заберет у человека те возможности, которыми он обладает сейчас, но оставит  ему его желания и хотения. И порой для человека бывает это испытание тяжелейшим, ибо требует от него уже иного подвига, покаяния, смирения, чтобы вновь исправить то, что уже было совершено. Посему Господь нас с вами предупреждает и говорит: не ходите на страну далечу, нечего там искать, ничего не найдете на той стороне! Как бы, может быть, ни казалась она привлекательна для человека, но нет ничего доброго и полезного для нашего сердца на той стороне далече.

Некогда Лот, когда Авраам предложил ему выбрать место поселения, взойдя на гору, увидел страну тучную, богатую, где и стада можно пасти, и жить безбедно, и устремился в ту страну. Авраам же ушел в пустыню. Лот же оказался в стране, которая казалась ему радостной, веселой и богатой, где можно жить хорошо, безбедно, а оказалась эта страна содомская и гоморрская. И сколь много потерпел он от развращения тех людей, которые окружали его! И сам-то чудом остался жив, если бы ангелы, подоспев, не вывели его из этих городов Содома и Гоморры. Авраам же не потерпел ничего. Через труды, живя в пустыне, преодолевая те трудности жизни пустынной, он удостоился встретить и принять трех ангелов  в своем доме.

Так и Господь нас с вами предупреждает сегодня в преддверии Великого поста, чтобы мы вновь и вновь обратились к своему собственному сердцу и постарались понять: где находимся? На какую страну далечу мы ушли от Бога? Где и когда оставили мы Его? С тем, чтобы потрудившись в эти дни Великого поста, вновь вернуть себе то сыновнее достоинство, от которого мы порой сами так легко отказываемся и отступаем своими словами, поступками и делами. С тем, чтобы не превратиться, подобно жене Лотовой, в столб соляной, когда она эти земные радости, утехи, свои земные хотения поставила выше того повеления, которое она услышала от ангелов. Жалко стало ей, обернулась она, хотела увидеть, что же стало с той землей, где они проживали, и превратилась в столб соляной, пожалев о жизни земной.

Точно так же нас с вами Господь в преддверии грядущего Великого поста поставляет перед этой притчей о блудном сыне. Показывает любовь отца и радость жизни в отчем доме и показывает страну чуждую, где гладствует, не может человек насытить ни физически, ни духовно — ни тело свое, ни душу свою.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы, поняв о самих себе, мы вновь, подобно этому юнейшему сыну, могли сказать, возвращаясь в отчий дом: иду к Тебе, Отче, и порой, может быть, своими поступками и делами не достоин уже носить имя Твое, но Ты прими меня таким, каков я есть, по милости и любви Твоей!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд