Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Марии Египетской (17.04.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Марии Египетской17.04.2016Мк., 47 зач., 10:32-45 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение Недели пятой Великого поста – того особого…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю Марии Египетской
17.04.2016
Мк., 47 зач., 10:32-45

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение Недели пятой Великого поста – того особого времени, когда сердце свое уготовляем для того, чтобы особым образовать почувствовать в нашей жизни присутствие Самого Бога. Для этого трудимся и пытаемся рассмотреть в глубинах сердца своего все то, что препятствует этой нашей встрече с Богом. Учимся молитве. Совершаем особое богослужение в эти дни Великого поста, имеющее свой строй-порядок, свою протяженность во времени. Читаем дома молитва, прибавляя молитву Ефрема Сирина с поклонами, научаясь в тех словах молитвы и богослужения, что же  есть самое важное для каждого из нас и о чем должно просить Бога.

Сегодняшнее Евангельское чтение нам напоминает о другой стороне нашей молитвенной жизни: «не вѣ́ста, чесó прóсита…», — говорит Господь, обращаясь к двум апостолам, которые приступили к Нему и просили у Него власти быть рядом с Ним, быть в почете, чтобы один сел одеснýю (справа) Его, а другой ошýюю (слева) Его, когда Он придет во славе. То есть, чтобы Господь и им воздал славу и дал власть. «Не вѣ́ста, чесó прóсита», — говорит им Господь. Ибо думаете и видите о мире духовном по тем человеческим представлениям, по тем земным измышлениям, что совсем не соответствует тому, что должно быть открыто в Царствии Небесном. Какой должна быть душа и каким должно быть сердце человеческое, которое устремляется в Царствие Небесное? Не земные помыслы, не земные представления должны наполнять это сердце, но должно оно искать единого на потребу – о чем нам говорит Господь. Не земного должно искать такое сердце, но искать Царствия Божиего. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф., 6:33). Земное – оно только добавляется в жизни человеческой, если человек ищет Царствия Небесного. Об этом должна быть молитва. И к этому должна быть вся устремленность человека, тогда и земное получает свое разрешение в этой устремленности человека к вечности, к Царствию Небесному.

Но как это часто бывает — человек начинает выпрашивать у Бога, сам не зная чего, он требует и не соизмеряет, не знает всех последствий того, чего он просит. Святитель Тихон Задонский говорит о том, что порой просите вы то, что вам не полезно, просите то, что противно воле Божией, и тем прогневляете Бога, ибо свое человеческое поставляете впереди воли Божией, свое желание поставляете и требуете исполнить у Бога, вместо того, чтобы следовать по тому пути, которые полагает вам Господь. Уловляется такое сердце человеческое, прилепленное к земным понятиям и представлениям, гордостными помыслами, которые восходят на него. Желания славы, желания почета, желания еще каких-то человеческих, земных, понятных для сердца и души состояний ищет такой человек. Но те, кто устремлялись в Царствие Небесное, всеми силами боролись с тем, чтобы эти помыслы тщеславия и гордости не укоренились в их сердце, чтобы не устремилось сердце к превозношению над другими людьми. Чтобы не утерять смиренного, благодатного сердца, исполненного любви к Богу и ближним.

Гордостные, тщеславные помыслы очень тонкие. Осторожно и аккуратно они входят в душу человеческую. Порой человек и сам не замечает, как он уже набрал этих помыслов, которые заставляют его величаться, которые заставляют иначе взглянуть на себя самого, на окружающих его людей, когда он начинает думать о том, что он уже что-то приобрел и гораздо более, нежели другие люди. Мы знаем, как Господь выводит из этого плена душу человеческую. Мы слышали в житии прп. Марии Египетской, как старец Зосима, который пребывая из детства в монастыре, много совершал подвигов, достиг уже края возможностей человеческого естества в этих подвигах – как помысел взошел на его сердце: есть ли еще тот, кто бы более совершал подвигов, нежели он уже совершил и достиг. И Господь выводит его в монастырь на Иордан, где он встречает иных, кто совершает трудов и подвигов более, нежели совершал он – к пользе его души, его сердца. Смирился преподобный Зосима, понял свою ошибку и приобрел величайшее сокровище – встречу с преподобной Марией Египетской, которая ещё более открыла и показала его сердцу, что нет предела для совершенства человеческого, нет тех границ, земных привязанностей, которые бы могли удержать душу, устремляющуюся к Богу. До равноангельного жития может взойти душа такая.

Бороться с этими помыслами, тщеславными и гордостными, для человека очень трудно, ибо их трудно различать в потоке каких-то своих забот и трудов, даже бытовых задач, которые приходится решать человеку в жизни – и эти помыслы входят в сердце. Один из старцев в келье своей на стене написал высочайшие добродетели. И когда к нему приходил помысел о том, что он уже чего-то достиг или имеет некую добродетель, то он подходил к этой стене со словами: «давай, разберемся». И, вычитывая добродетели, разбирал каждую из них для того, чтобы понять, что он ещё не положил и начала добродетельной жизни.

До тех пор, пока человек рассуждает о добродетелях «вообще», многое может ему показаться, какие-то мечтания могут ему взойти на сердце. Но если человек конкретно разбирает, что же стоит за каждой добродетелью, какой труд, строй-порядок жизни, то только смирение может родиться в таком сердце человеческом, потому что понимает оно, что не положило оно ещё и начала труду добродетелей. Как некогда когда братия спрашивала преподобного Сисоя, сияющего уже светом на смертном одре: «Сисой, скажи нам в назидание какое-нибудь слово», он им мог сказать только одно: «Не знаю, положил ли я начало делу моего покаяния».

Посему и вот это памятование о высоте добродетелей будет душу вводить в смиренное состояние, которое помогает преодолевать дерзостные, гордые и тщеславные помыслы.

В борьбе с тщеславными помыслами помогает и всегдашнее памятование о том, что гордость не может войти в Царствие Небесное. Но войти туда – это и есть цель трудов нашей жизни, подвигов, в том числе и тех, которые мы сейчас совершаем в дни Великого поста. Преподобный Арсений Великий видел в видении картину, которую открыл ему Ангел: видел двух человек, которые идут в церковь, несут бревно и никак не могут войти в церковные двери. Ангел ему объяснил, что эти люди добродетельны, у них есть труды и подвиги, которые они совершают. Но войти в церковь, которая является Царствием Небесным, они не могут, потому что несут бревно поперек, а не вдоль, и не могут между собой договориться. Посему это состояние несмирения, когда человек не может уступить другому, хотя и трудился, и приобрел добродетели, но не может смириться и уступить, это все равно, что несут бревна вдвоем и пытаются внести его поперек двери. Ничего не получится! И памятование об этом должно быть на сердце человеческом. Не войдет ничто скверное в Царствие Небесное – не позволит Господь!

Также с гордостными помыслами человек может бороться, памятуя о конце своей жизни. Смерть все возвращает на круги своя. И все человеческие устремления, все человеческие земные представления о власти, о достатке, о возможностях — никогда не сможет человек удовлетворить полноту своих страстей. Всегда чего-то будет не хватать, всегда чего-то будет не удовлетворено, еще что-то новое будет требоваться, как мы знаем. Никогда человек страстный не может остановиться в этом деле. Не может остановиться игрок: начав игру, он все более и более втягивается. А мир сей есть очень большая игра, в которую играют взрослые люди. К сожалению, не видя последствий и конца этой игры. А конец нам понятен, когда мы бываем на отпевании и слышим слова, которые тогда поются: Кая житейская сладость / пребывает печали непричастна? / Кая ли слава стоит на земли непреложна? / Вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: / единем мгновением, и вся сия смерть приемлет…

Вся суета человеческая, / елика не пребывают по смерти; / не пребывает богатство, ни сшествует слава; / пришедшей бо смерти, сия вся потребишася…

Где есть мiрское пристрастие? / Где есть привременных мечтание? / Где есть злато и сребро? / Где есть рабов множество и молва? / Вся персть, вся пепел, вся сень…

Все – персть, все обращается в ничто! Святитель Иоанн Златоуст говорит: и что же ты надмеваешься, водяной пузырь? — ведь ты же будешь пристанищем червей. Таков итог земной жизни, когда человек полностью предан земным устремлениям и земным желаниям. И стоит ли ради этого величаться, приводить себя в состояние трепета погони за земными какими-то, как кажется душе, важными целями, теряя  при этом духовные начала своей жизни. Не стоит оно того!

Точно так же и памятование Священного Писания, которое должно быть на уме человека, если он много его читает, если читает молитвы, то невольно эти слова остаются на сердце человеческом. Слова из Священного Писания, из Псалтири должны быть всегда «в обороте» нашей духовной жизни. Не так, что прочитал и забыл, а останови мысль свою на прочитанном, поразмысли и не торопись уходить из того состояния, в котором дал тебе Господь почувствовать глубину того, что ты сейчас прочитал. Подожди, чтобы это напечатлелось в сердце твоем. И когда приходят смущающие помыслы, ты всегда в этих словах Священного Писания, напечатленных в сердце твоем, найдешь ответ тем испытаниям, которые тебе предлагают эти помыслы, тем ценностям, которые они тебе предлагают – как это делал Господь и показал нам во время искушения на горе: когда дьявол приступал к Нему, Господь отражал все его прилоги словами из Священного Писания. И ничего не смог сделать дьявол с этой чистой святой богочеловеческой душой.

По сему и в этот день, когда нам Господь напоминает: «не вѣ́ста, чесó прóсита…», мы должны задуматься о своих желаниях. Порой, в словах молитвы мы обретаем то, чего желаем, к чему стремится наше сердце, где полагает оно для себя благо. И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы благом, которым мы полагаем для себя, было Царствие Небесное. А земное с избытком и со всей полнотой нам даст Господь. Не заботьтесь, во что одеться, что вам есть и пить – все даст Господь любящим его. А там, где сердце отступает от Бога, отходит от Него, то гладствует и, порой, на стране далече даже свиной пищей не может насытить оно себя, ибо и не дают ему, и хозяин зол и жесток, в руки которого попадает такой человек.

Желается только одного – чтобы мы молились и просили у Бога о главном: чтобы Господь дал нам достичь той цели, к которой мы устремляемся – Царствия Небесного.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд