Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Крестопоклонную (03.04.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Крестопоклонную03.04.2016Мк., 37 зач., 8:34-9:1 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня всем здесь нам, стоящим у Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого поста, Господь напоминает…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю Крестопоклонную
03.04.2016
Мк., 37 зач., 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня всем здесь нам, стоящим у Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого поста, Господь напоминает о том, с чего же начинается жизнь духовная. Где полагается то начало восхождения от Земли на Небо, с чего должен начинать свой труд и подвиг каждый, кто желает последовать за Христом? Первое, с чего все начинается в жизни человека, в словах Господа: «и́же хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé…» (Мк., 8:34). Через самоотвержение начинается тот труд и подвиг духовный, то восхождение человека от Земли к Небу, когда человек отсекает свои хотения, свои желания и научается преодолевать того, кто более всего в сердце человеческом нам подсказывает: «а я не хочу!» — тот, кто живет в сердце и заставляет нас выполнять его хотения, его желания и его волю.

Хотения в жизни человека имеют великую силу. Если человек не желает, если человек не хочет – каким бы он ни казался вялым, добродушным, каким бы он ни казался мягкотелым, но вы его никаким образом не свернете с того пути, по которому он идет. Желания, которые имеет человек на сердце своем, определяют его жизнь. Любовь, которая должна выстраивать жизнь человека на Земле, обладает удивительной силой, и никто никогда не может человека принудить любить то, чего ему не хочется. Как говорит пословица: сердцу не прикажешь. Порой люди, погружаясь в стихию своего собственного сердца, пытаются там отыскать для себя какие-то начала духовной жизни, забывая о самом главном: о том, что сердце, чувства человеческие поражены тем грехом, некогда вошедшим в жизнь людей. И сердце более желает не следовать заповедям божиим, но желает следовать своим хотениям, своим представлениям, своим пожеланиям.

Сердце порой желает противного, чем желает сам себе человек в своих размышлениях и рассуждениях о духовной жизни, в своих устремлениях. Как апостол Павел говорит: «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Здесь-то и начинается подвиг самоотвержения: отвергнуть эти свои хотения, свои желания ради Господа. Понудить и сердце свое повести по тому пути, когда оно научится другого любить – любить во Господе. Не по своим человеческим желаниям и представлениям, но полюбить во Христе, увидеть в другом человеке бессмертную душу, увидеть образ и подобие, которые Господь полагает раскрывать по мере его трудов и подвигов в жизни своей. Порой человеческое заслоняет многое от нас в духовной жизни. Порой земное мы принимаем за духовное. Но если нет подвига самоотвержения, преодоления своего собственного сердца, его желаний и хотений, то духовная жизнь не может и начаться, потому что мы не можем пойти за Христом, мы не можем отвергнуться себя, мы не можем понудить и заставить сердце следовать не своим представлениям и желаниям, а выстраивать путь и понятия своей жизни по заповедям Божиим.

Заповеди, которые оставил нам Господь, должны определять нашу жизнь. В них для нас открыто все предельно возможное для человека. И ничего невозможного для человека в исполнении этих заповедей Божиих нет. Какими, казалось бы, трудными ни были эти заповеди, как бы трудно ни было переступить себя и последовать по пути доброделания, но стоит только человеку сделать над собой усилие, преодолеть самого себя, как некая радостная легкость входит в сердце человеческое. По-иному вдруг тогда видится окружающий мир, по-иному мы его представляем в сердце и уме своем. Это и есть отголосок той радости небесной, которую вкушают те, кто уже преодолел земное и вошел в небесные обители.

Господь об этом сегодня нам так же говорит: «ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко сýть нѣ́цыи отздѣ́ стоя́щихъ, и́же не и́мутъ вкуси́ти смéрти, дóндеже ви́дятъ цáрствiе Бóжiе пришéдшее въ си́лѣ» (Мк.9:1) – есть присутствующие здесь на Земле, которые способны вкушать эту радость, которая не принадлежит к этому миру. Вкусивший же этой радости, оставляет все, что он имеет в этом мире, ибо оно уже ничто не значит для него: сердце его принадлежит уже горнему, здесь же он исполняет только послушание, которое назначает ему Господь.

Господь говорит, кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Взять крест свой – это мы понимаем: это взять те трудности, обстоятельства нашей земной жизни, немощи и болезни, какие-то препятствия, которые возникают со стороны других людей, досаждая и раздражая нам. Взять это на себя – для человека тоже величайший подвиг. Но тот, кто преодолел самого себя и сердце свое пытается направить и устроить по заповедям Божиим, тот получает ту благодатную помощь, которая позволяет ему быть в этом мире вседовольным и радостным. Потому что пока человек не готов взять то, что дает ему Господь, все это кажется ему трудным и невозможным. Но как только он соглашается на этот путь следования за Христом со своим крестом, то многое, казавшееся трудным, невозможным и сложным, вдруг приобретает совсем иной для человека смысл: куда-то уходят эти трудности, и легкость и радость возвращаются в сердце человеческое.

Человеку, обремененному своими желаниями и хотениями, представлениями об этом мире, все время бесконечно трудно. Он все время пребывает в недовольстве. Он никогда не может быть вседовольным, не может быть радостным, ибо это состояние сердце человеческое, которое видит не заповеди Божии, а видит лишь окружающий его мир с его препятствиями и трудностями, обстоятельствами, не дает человеку свободы, не позволяет человеку взлететь от Земли к Небу. Эти заботы, страхованиями, переживания привязывают человека к Земле. Но душа и сердце рвутся в мир иной, и желают они иного. И до тех пор, пока сердце привязано к Земле грехами, устремлениями, всякого рода искушениями и соблазнами, с которыми не может оно бороться, не может человек вкусить этой радости – радости, которая дается тому, кто преодолевает себя, тому, кто становится здесь на Земле делателем добродетели.

Тот, кто идет за Христом, становится добродетельным, потому что он исполнять заповеди Божии и приобретать для себя, как некое сокровище, добродетели. И мы с вами знаем, что духовная жизнь, в первую очередь, начинается с величайших добродетелей – терпения и смирения. Без этих начал духовной жизни никакие другие добродетели, которыми бы мы ни пытались украсить свою жизнь, не приобретаются. Это как некий фундамент всех добродетелей, которые строит человек в своем сердце, в своей душе. Тот же, кто наперекор своим желаниям и хотениям, стремится утверждать в своей жизни добродетели, и вкушает здесь на Земле радость. Ибо в самом доброделании сокрыто таинственная и удивительная радость, которая открывается сердцу человеческому, идущему наперекор себе. Грешить легко – это знает каждый. Легко поддаться соблазну – знает каждый. Но радости великой в этой сдачи самого себя для человека нет – остается потом одна горечь, разруха и пепелище. Там же, где человек устоял, где он смог стать победителем греха – там величайшая радость будет в сердце человека, потому что он понимает, кто с ним боролся и какую победу благодаря помощи Божией он одержал и над кем. И здесь сердце человеческое благодарит Бога и исполняется той неизреченной радости, которая не принадлежит этому миру. Без подвига, без труда, без самоотверженности невозможно для человека приобретения никаких добродетелей, ни того особого сердечного устроения, которое приносит в жизнь радость, ощущение полноты жизни со Христом. Без следования за Господом со своим крестом ничего в нашей жизни происходить не будет. Мы будем только сторонними наблюдателями за той жизнью, которая проходит мимо нас. Мы будем только наблюдать за той радостью, которая бывает в сердцах других людей. Мы много читаем о святых угодниках и подвижниках, благо сейчас есть много литературы на эту тему, умиляемся сердцем своим тем трудам и радостях, которые им посылал Господь на сердце, но сами остаемся в сердце своем пустыми и не причастными благодатной божественной радости.

Желаю, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, взирая на крест Господень, помнить о том, что Господь все совершил в этой жизни за каждого из нас, чтобы мы смогли преодолеть самих себя – как бы это трудно ни казалось. Научились любить других людей во Христе, ради Христа и ради Его подвига, который Он совершил здесь на Земле за каждого из нас, пролив Кровь свою, искупив нас от работы смертныя и от вражия рабства – Себе в достояние. Желается только одного: чтобы оставшиеся дни Великого поста (ведь мы восходим к вершине Великого поста, и дальше у нас с вами все пойдет под горочку – к празднику Светлого Христова Воскресения), каждый из нас нашел бы в себе силы и мужество потрудиться над самим собой, преодолеть самого себя, быть самоотверженным, подвижником в эти дни Великого поста ради Господа нашего Иисуса Христа.

Да хранит вас всех Господь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд