Московская патриархия

Проповедь о Андрея в Неделю Четвертую Великого поста, прп. Иоанна Лествичника 26.03.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю Четвертую Великого постаПрп. Иоанна Лествичника26.03.2017Мк., 40 зач., IX, 17–31Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12 (Прп.) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю Четвертую Великого поста
Прп. Иоанна Лествичника
26.03.2017
Мк., 40 зач., IX, 17–31
Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12 (Прп.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня в Неделю Четвертую Великого поста мы слышали Евангельское чтение о том, как отец, скорбя, приводит сына своего болящего, одержимого, как говорит Евангелие, духом немым, в надежде, что, может быть, как и многим больным, которые приходили ко Иисусу, Господь окажет милость и сыну его – дарует ему здравие, вернет его к полноте жизни, утешит сердце отца той радостью, когда он увидит сына своего здравым, когда будет иметь упование на помощь сына в своей жизни. Но в тот момент, когда он привел сына своего, Господа не было среди учеников. И он обращается с просьбой к ученикам, зная, что совершались и по их слову исцеления болящих, чтобы они исцелили отрока сего. Но ничего не происходило – к скорби сердца отца сего. И когда он увидел идущего Господа, надежды у него уже не осталось, и он понимает, что только Господь, возможно, и может ему помочь. Он устремляется к Господу с просьбой проявить милость по отношению к ним и исцелить отрока его. Господь являет чудо – вновь подтверждает и показывает Свое божественное достоинство. И духи ему подчиняются. И показывает зримым образом, что многие скорби, немощи, проблемы, которые имеет человек, находятся не в земных обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся здесь на Земле, но находятся совершенно в ином измерении – находятся в мире духовном. Посему и здравие, которого так ищет отец этого отрока – это не исцеление от каких-то телесных недугов и болезней, а это исцеление души, освобождение от плена, в котором «издѣтска», как свидетельствует Евангелие, пребывает отрок сей – от плена духовного.

Сегодняшнее Евангельское чтение поставляет и нас с вами перед пониманием того, что все, что происходит в нашей жизни, прежде всего, имеет духовное измерение. И более всего мы должны заботиться о том, чтобы исправить жизнь свою именно в этом духовном устроении своего сердца, в духовном устроении всех забот, трудов, которые мы совершаем здесь на Земле. Получить свободу от того смущения, от тех страхований, от тех переживаний, которыми враг смущает сердце человеческое, а порой приводит в трепет и получает власть над человеком – когда человек уже порой бывает не властен в своих словах, которые он извергает из уст своих как из некоего источника, свидетельствуя о том, что дух, который живет в нем, это дух, разрушающий и его самого, и окружающих его людей.

Апостол нам напоминает о том, что каждый из нас есть некий особый храм, в котором должен пребывать дух. И, в зависимости от того, какой дух пребывает в храмине души нашей, такой бывает и жизнь человека. Апостол призывает нас к тому, чтобы различали духов, ибо это очень важно для нашей жизни. Не какие-то обстоятельства земные, с которыми мы сталкиваемся, не какие-то возможности, которыми мы обладаем – все это не имеет никакого значения для нашей жизни. А вот только дух, который обитает в нашем сердце, – он определяет нашу жизнь в вечности и определяет наши поступки по отношению к другим людям.

Порой по отношению к другому человеку мы очень легко можем сделать вывод, в каком духе пребывает тот или иной человек – по его поступкам, по его словам, по его делам. И первое, что мы должны понимать, это то, что человек, который пребывает под воздействием духов нечистых — пребывает в особом духовном состоянии. Посему и внешние какие-то наши человеческие устремления исправить, помочь, утешить – они не будут иметь никакого последствия доброго, ибо проблема находится внутри самого человека. Поэтому лучше уклониться от этого действия духа нечистого, отступить, уйти и помолиться за этого человека. Так и нам сегодня Господь говорит, что единственным оружием, доступным нам для этой битвы духовной, есть молитва и пост. Напоминает нам Господь о том, что борьба наша не с плотью и кровью, но с духами злобы поднебесной. Посему и это участие в жизни других людей, одержимых в той или иной степени, от нас требует не человеческих усилий и участия, но требует этого подвига молитвы и поста за других людей. Для того чтобы мы помогли им преодолеть то страшное рабство, в котором оказалась их душа, преодолеть это страшное состояние, в которое повергает дух злобы человеческие сердце и душу.

Но в большей степени мы должны быть внимательны не к тому, что происходит вокруг нас, в других людях, но к тому, что происходит в самих себе. Смотреть и различать в сердце своем, какого духа я сейчас принимаю в гости к себе, кто руководит и кто открывает перспективы и горизонты перед моим взором.

Человек весьма ограничен в своих духовных возможностях после грехопадения. Все в нем повредилось и пришло в расстройство. Не может он видеть далеко, ибо и Сам Господь говорит нам: не пецытесь о завтрашнем дне, день, который принадлежит вам – это день сегодняшний, и в этот день старайтесь выполнять все должным образом и не простирайте свои планы за границы его – «довлеет дневи злоба его».

Но, утверждаясь в делании заповедей Божиих в течение сегодняшнего дня, мы приобретаем для себя возможность увидеть нечто за границами этого дня. Точно так же и человек, подчиняющий себя духам злобы, тоже устремляется за границы сегодняшнего дня. Горизонты духовные как бы немножечко открываются перед человеком. И каждый видит разное. Если у человека есть обида, есть злопамятность на сердце, то дух раскрывает дальнейшие границы, перспективы, где человек желал бы увидеть, как обидчики его будут посрамлены, как он восторжествует, а они потерпят какое-то бедствие для себя.  При этом злорадство появляется на сердце у человека, когда он пытается заглянуть за эти горизонты сегодняшнего дня. Человек же, исполняющий заповеди Божии и стремящийся принять в сердце свое иной дух – дух Божий, он видит мир совсем иначе: вечность раскрывается перед взором такого человека, и иные перспективы для себя видит человек, как в жизни сегодняшнего дня, так и завтрашнего, послезавтрашнего дня – в перспективе всей вечности, устремленности человека к Богу.

Без такого понимания нашей жизни мы ничего не сможем сделать в жизни духовной. В наших телесных трудах и подвигах все время должна присутствовать эта духовная перспектива. Мы должны понимать и чувствовать, что мы не просто трудимся и совершаем пост, трудимся и совершаем молитвы за нашим богослужением, но это все сильнейшее оружие, которое позволяет нам обрести то вожделенное состояние, к которому и должен устремляться человек – состояние смирения и спокойствия. Только в этом состоянии и начинается особый духовный подвиг человека. До этого момента лишь только телесные подвиги для человека доступны, чтобы успокоить самого себя, освободить себя из пленения духовного, обрести свободу. Тогда и начинается жизнь духовная.

Сегодня, в Четвертую Неделю Великого поста, мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник говорит нам о том, что все начинается с простого шага, который должен совершить человек в своей жизни: он должен оставить этот мир с его «сластьми и похотьми», сребролюбием, сластолюбием, и многими характеристиками, которые дают ему апостолы, святые, приоткрывая нам ту духовную силу, которая действует в этом мире. Мы должны отступить от него, мы должны сделать шаг навстречу Богу. Через послушание сердце человеческое приводится к покаянию. И в этом состоянии начинается особый труд телесного подвига, который приводит к таким уже духовным плодам, которые умиряют душу человека, делают ее спокойной и смиренной, делают ее способной слышать то, что говорит Господь.

Мы все хотим слышать слово Божие, желаем, чтобы Господь все прямо нам сказал, очень часто вопрошаем: какова же есть воля Божия? Но сами того не замечаем, как находимся как бы на некоем спортивном состязании внутри самих себя, где стоит шум, крик, гомон. Господь нам все время говорит, но мы-то не слышим! Дело не в том, что Господь не хочет нам открыть, но дело в том, что мы пребываем в беспокойном состоянии души своей. Без конца теснятся мысли, без конца человек отвлекается на те или иные обстоятельства житейские, даже во время совершения молитвенного правила вдруг что-то куда-то уводит. И как же мы можем надеяться на то, что Господь будет нам что-то говорить? Мы же сами не слышим. Мы не способны порой слышать этих слов, обращенных к нам от Христа. Господь везде с нами! Сегодня, посреди нас, каждому из нас Он стремится что-то важное сказать, положить на сердце. Но этот бесконечный гомон нашей души теряет слово Божие. И мы остаемся бесплодными лишь по одной простой причине: не сосредоточены на своем телесном подвиге и труде поста и молитвы, не внимательны к тому, что мы совершаем. Слова остаются для нас вовне и не входят в сердце наше.

Посему и желается, прежде всего, для самого себя, и для каждого из нас, чтобы умирилось, успокоилось сердце наше, отступило от всех забот и переживаний мирских, когда мы находимся на молитве в храме, чтобы услышать вожделенное для сердца нашего и обращенное только к нему слово Господа – утешающее, умиряющее, успокаивающее и дающее отраду и утешение сердцу человеческому среди всех его трудов и забот.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд