Московская патриархия

Проповедь о.Андрея в Неделю четвертую Великого Поста (22.03.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь в Неделю четвертую Великого Поста22.03.2015 Евангелие от Марка9:17 Один из народа сказал в ответ: Учитель!…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

 

Проповедь в Неделю четвертую Великого Поста
22.03.2015

Евангелие от Марка
9:17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
9:18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
9:19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
9:20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
9:21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
9:22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
9:23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
9:24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
9:25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
9:26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
9:27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
9:28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
9:29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
9:30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
9:31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю четвертую Великого Поста, мы слышали евангельское чтение о том, как Господь исцеляет отрока, который был с детства одержим злым духом. Этот дух многажды досаждал ему, ставил его на границу жизни и смерти, когда отрок падал в огонь и в воду. Эта немощь сына много доставляла скорби родительскому сердцу, и не знали родители, как ему помочь. Такую скорбь несли как родители, так и сам отрок, который страдал и скорбел. Евангельское чтение поставляет нас перед скорбью сердца человеческого, которое не имеет надежды здесь на Земле получить разрешение от скорби и утеснения. И, как некий блеск света, для сердца отеческого появляется надежда, так как проходит слух о некоем Человеке, который являет чудеса, исцеляет больных и недужных, приносит утешение и отраду в сердца людей, которые уже потеряли надежду на исцеление, когда, по человеческим представлениям, все было исчерпано. Отец и отрок преодолевают путь, чтобы прийти к Господу. Отец говорит, обращаясь ко Господу: «помози? нaмъ, милосeрдовавъ о нaсъ», – с тем, чтобы получить у  Него исцеление и утешение сердцу родительскому.

Господь являет милость над отроком, но прежде Он обращается к сердцу отца напрямую и говорит: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Господь и нам с вами опять показывает и говорит о том, что только вера в сердце человеческом служит условием явления Силы Божией здесь на Земле, с тем, чтобы вновь и вновь Господь являл Свое всемогущество, принося и исцеления, принося и утешения в сердца людей. Господь ждет от отца отрока только того, чтобы он открыл свое сердце Богу. «Верую, Господи! Помоги моему неверию», – со слезами обращается человек сей ко Господу, ибо понял, что нет у него здесь на Земле иной надежды, как только приклониться к ногам Иисусовым и испросить у Него помощи.

Господь являет силу и исцеляет отрока сего. Он запрещает бесу, и бес исходит из отрока, оставляя страшную картину: отрок много корчится от той боли, скорби, которая его постигла. Просто так бес не оставляет этого отрока. Видимо, борьба была столь велика, что, когда бес вышел, отрок внешне стал как мертвый – бездыханен и бездвижен, так обессилел он в борьбе, которая велась в его сердце, когда бес не хотел выходить из него. И только сила Божия, присутствие Господа, свет от Него заставили беса покинуть отрока, освободить его от своей власти.

Господь нам с вами напоминает и говорит о том, что многое и в нашей с вами жизни, и в жизни наших близких может совершаться по нашей вере. Мы понимаем и знаем, сколь много бывает душа связана подобного рода узами духа злобного. Как много она сама испытывает скорби от этого владычества зла над собой! Как порой кажется, что человек делает доброе, хорошее, но ничего из этого не получается, ибо дух, который живет в его сердце, даже из добрых начинаний, которые полагает человек совершить здесь на Земле,  выстраивает всё во зло и самому человеку, и его ближним.

Сколько скорби приносит человеку невоздержанность, прежде всего – в его языке. Как апостол говорит: мал язык в человеке, а сколько он ему досаждает: «Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает» (Послание Иакова, 3).

Человек управляется своим языком: говорит, порою, пустое, праздное, злое, и не замечает, как он идет по тому пути, который ему полагает то зло, которое он исторгает из сердца своего, являя для всех окружающих свою одержимость.

Всякий грех, который совершает человек,  делает его пленником этого греха, то есть, человеком одержимым. И нет здесь той меры, когда можно сказать, что это в большой или меньшей степени. Как говорится: если птичка коготком попала в сеть, то и вся птичка уже попалась. Точно так же и человек: если он в чем-то малом уловился духом злобы, то и весь становится уже добычей духа зла, который начинает владычествовать, заставляя, понуждая человека совершать те поступки, которые дух считает необходимым совершать. Воля человека становится как бы пронизанной волей злобы. И для того, чтобы освободиться от этого страшного рабства, многое требуется человеку совершить в своей жизни. Много мужества требуется человеку для того, чтобы преодолеть рабство, в которое он попал, совершая грех – пусть и по неосторожности попав в дьявольские сети и запутавшись в них.

Господь говорит, что освободиться человек может только через пост и молитву. Через внешний строй и порядок, через организацию своей жизни, через пост человек ограничивает действие зла в окружающем его мире. Заставляет и понуждает себя к тому, чтобы совершать по отношению к другим людям поступки, которые не будут разрушать и смущать их сердца. Человек утесняет себя и в пище, полагая этот подвиг для воспитания своей воли. Ибо без воспитания своей воли невозможно поддерживать строй и порядок духовной жизни.

Молитва – это внутренний подвиг, который совершает человек в сердце своем. Господь говорит тому, кто хочет помолиться: войди в сердце и закройся там, как в некой клети, и сотвори в тайне молитву свою Отцу, Который, видя тайное, воздаст тебе въяве. Этот внутренний молитвенный подвиг человека нераздельно связан с внешним строем и порядком, которым мы проходим в дни Великого поста: через богослужения, через утеснения себя внешним образом в пище, через ограничения себя во всяком роде размышлениях, любопытстве. И через это внешнее получаем возможность сосредоточиться на своей внутренней жизни. Через этот труд и подвиг мы имеем возможность освободить себя от дьявольского владычества над самими собой. Через воспитание своей воли мы получаем возможность обрести свободу в своих поступках, делах, получаем возможность удержаться в добре и не соблазниться на зло, как бы оно ни было обличено в привлекательные формы врагом. Сила Божия, милость Божия всегда с нами.

Воспитывая себя в этом устроении и сердца свое, и внешней своей жизни, мы имеем возможность не только исцелять самих себя, но и через вот этот подвиг молитвы и утеснения самих себя нашему сердцу открывается та особая благодатная жизнь, когда сердце чувствует, что Господь близ его, что ничего не совершается без воли Его. Как некая радость, на сердце восходит ощущение присутствия Божия в жизни человека. Укрепляется вера человека в нем самом, и получает сердце дерзновение: молиться за других людей. Как говорит сегодняшнее Евангелие: по вере, которая укрепляется и укореняется в сердце человеческом, и другие могут получать для себя исцеление от недугов своих, от того владычества, которое повергает человека в тяжелейшие испытания и страдания от духов злобы.

Господь вновь и вновь, являя Свою милость по отношению к человеку страдающему, напоминает и нам с вами о том, как мы должны создавать свой строй и порядок в этом мире. Ибо евангельское чтение свидетельствует нам о том, что мир – это не просто то, что нас с вами окружает. Духовный мир – ещё более реален, он более властно участвует в жизни каждого из нас. От того, кому открывает человек дверь сердца своего, зависит многое в жизни человека – то, что будет происходить: доброе или злое. Из сердца человеческого как из некого источника будет все проистекать во внешнюю жизнь человека.

Господь говорит о том, что Он всегда стоит при дверях сердца человеческого: се, стою при дверях и стучу. Он всегда близ и готов помогать нам точно так же, как помог этому страждущему отцу в скорби его о чаде своем. Господь ждет только одного: чтобы человек открыл сердце свое навстречу Богу.

Но точно так же в сердце наше стучит и дух лукавый: своими помыслами, своими притягательными, как кажется человеку, образами, к которым человек стремится. Он желает внести в сердце человеческое смуту, чтобы человек открыл ему свое сердце, послушал его – и тут же человек становится пленником и данником духа злого. Как только человек откроет сердце свое ему, послушает его – сразу же скорбь и всякого рода расстройства и смущения приходят на сердце человеческое. Посему для нас с вами строй и порядок жизни духовной во время поста служит для того, чтобы мы научились ограничивать свою внешнюю жизнь, чтобы научились беречь свое сердце от прилогов вражиих. Это особый для нас вами опыт духовной жизни: внешняя сторона жизни очень важна во время Поста. Можно говорить, что, ради сосредоточенности внутренней, можно пренебрегать какой-то внешней стороной поста. Но это не верно, так не получается. Ибо враг хитер: он находит лазейки, щелочки в наше сердце с тем, чтобы вползти, войти в него через всякого рода послабления, которые человек может себе позволить. Через малое великая скорбь постигает потом человека.

Мне хотелось сегодня пожелать, прежде всего, самому себе – и каждому из нас, чтобы мы не забывали о том, в каком мы с вами мире живем. В этом мире реальность духа злобы, о котором говорит Евангелие, гораздо бо?льшая, чем обычный окружающий нас с вами мир. Чтобы мы были внимательны к своим поступкам и делам, и понимали, что, в той или иной мере, мы одержимы духом злобы в своих словах и поступках. Каждого враг ловит на свою наживку. Каждый становится уже делателем той воли, которая приносит скорбь и разрушение и в сердце самого человека, и в сердца окружающих его людей.

Понимая своё состояние, в котором мы находимся, понимая это страшное владычество над нами духа злобы, мы должны стремиться лишь к одному: стать свободными. Обрести свободу от владычества над нами духа зла мы можем только в жизни во Христе. Другого пути не существует. Как бы человек ни пытался выставить себя красивым, добрым, хорошим – всё это будет ложь. Всё это будет некая косметика, которую порою накладывают на труп, чтобы сделать его внешне не таким страшным, каков он есть на самом деле. Мы должны без прикрас посмотреть на самих себя и понять только одно: что кроме поста и молитвы у нас с вами нет другого пути к обретению свободы во Христе.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд