Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Антипасхи 08.05.2016

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Антипасхи08.05.2016Ин., 65 зач., 20:19-31 Сегодня, в Неделю Антипасхи мы слышали евангельское чтение, посвященное уверению апостола Фомы, который был смущен свидетельством, которое он слышал от других учеников…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю Антипасхи
08.05.2016
Ин., 65 зач., 20:19-31

Сегодня, в Неделю Антипасхи мы слышали евангельское чтение, посвященное уверению апостола Фомы, который был смущен свидетельством, которое он слышал от других учеников Господа нашего Иисуса Христа, о Его воскресении и явлении им, и не мог сердцем своим в сие поверить. На эти свидетельства он говорил, что «áще не ви́жу на рукý егó я́звы гвозди́нныя, и вложý пéрста моегó въ я́звы гвозди́нныя, и вложý рýку мою́ въ рéбра егó, не и́му вѣ́ры». Вот такое человеческое устроение целых восемь дней после смерти Господа до Его появления держало сердце Фомы в смущении, в сомнении и каких-то особых переживаниях, связанных с тем, что происходило вокруг него. Он не мог принять той величайшей радости, которая была в сердцах других учеников. Он доверял внешнему и боялся ошибиться, полагая, что то внешнее, которое он сможет ощутить своими руками, будет достоверным, точным свидетельством того, что он видит Господа. Когда Господь явился и засвидетельствовал перед ним чудо Своего воскресения, показал ему и язвы Свои, не посмел Фома своей дерзновенной десницей коснуться пречистых ребр и язв Господа нашего Иисуса Христа, но лишь в сердце его родились слова: «Госпóдь мóй и Бóгъ мóй», свидетельствовавшие о том, что открылось сердце его и вера и радость наполнили весь сосуд его души.

Время испытания, через которое пришлось пройти апостолу Фоме, было временем, когда уготавливался сосуд его души для того, чтобы мог он принять Христа, для того, чтобы вера сполна могла открыться в сердце его. Ибо человеку, который желает все ощущать, в каких-то внешних образах воспринимать, и только этому доверять, Господь показывает и научает – и не только апостола Фому, но и всех, кто уже последовал за ним, – что не это не является важным и главным источником познания. Но главным источником познания является наше сердце, которое и боялся открыть апостол Фома в доверии к свидетельству тех, кто уже увидел Господа воскресшим и видел явление Его.

Человек, который доверяет внешнему, очень часто ошибается. Бывает, что одно и то же событие, которое видят разные люди, они начинают описывать и рассказывать по-разному – столь неточно бывает это внешнее видение, которое воспринимает человек и которому, к сожалению, он очень часто доверяет. Главным же источником познания для человека является его собственное сердце. Там, где человек открывает его навстречу Богу, исполняет его верой, там он получает подтверждение. Если бы апостол Фома сделал этот шаг навстречу Богу,  то он получил бы и в сердце своем уверение о том, что Сам Господь воскрес и явился и исполнил его сердце радостью. Радость эта особая, таинственная и сокровенная, которая, войдя в человека, дает ему понимание о ощущение того, что она не принадлежит этому миру и никто, кроме Господа, не может ее нам дать.

Человеческое очень часто закрывает от нас понимание о глубинном ощущении духовной жизни. Много внешнего входит в нашу жизнь, и ему мы доверяем. Порой люди даже в Церкви скатываются до уровня суеверий. Например, мы сталкиваемся с тем, что люди собирают Крещенскую воду из многих храмов и т.д. Это входит в жизнь людей и разрушает самое главное – не дает человеку войти в свое собственное сердце. Господь говорит: «блажéни не ви́дѣвшiи и вѣ́ровавше».

Много таких, кто зримым образом требуют видеть Господа, или требуют, как некогда иудеи, зримым образом увидеть чудо. Часто в современном мире это требование чуда идет впереди сердечной жизни самого человека. Люди очень падки на то, что происходит вовне: какие-то чудеса или странные события. Но те, кто духовно трезв, всегда говорят, обращаясь к такому духовному устроению: действительно, происходит нечто удивительное, таинственное в этом мире, но ты изменился от того что происходят эти события? Ты стал больше молиться? Ты стал более трезвиться, стал более внимательным к своим поступкам и делам? Или просто напитал себя какой-то восторженностью и радостью, не принадлежащей духовному восприятию, и утратил самое главное – трезвость духовной жизни? И стал доверять внешнему более, нежели своему собственному сердцу.

Но мы знаем, что порой доверять своему собственному сердцу тоже опасно, потому что оно не очищенно – живут в нем страсти, всякого рода пожелания, устремления, которые далеки от чистоты, от восприятия той цели, к которой мы устремляемся. Многое уводит сердце человека на страну далечу, куда идет человек и теряет последнее, что он имел. Посему и доверять надо не столько самим себе, сколько тем, кто, опытно пройдя жизнь свою, показал то, как надо жить, каков должен быть строй-порядок нашей жизни. Мы должны доверять опыту тех святых, кто жизнью свой засвидетельствовал, что возможно и какие опасности нас подстерегают на духовном пути: как мы должны быть осторожны, где проявлять внимательность.

Если мы будем внимать духовникам, от века сложившим сокровищницу церковную, строй-порядок нашей духовной жизни, то, прежде всего, мы будем находить там свидетельство того, что покаяние определяет жизнь человека. Покаяние ведет человека ко спасению. Не что-то другое: не какие-то человеческие впечатления, не какие-то чудеса, которые могут нас окружать и которые должны прийти в виде чудес того, кто желает нас обольстить. Не сему мы должны доверять. Не внешнему должны доверять, а должны доверять святым сердцам и тем молитвам, которые излились из этих святых сердец. Если мы читаем внимательно молитвы, то мы начинаем хоть немного понимать и ощущать то состояние святого сердца, которое и нам позволяет делать правильные выводы, делать правильные оценки в тех обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни.

Эта утрата единства жизни церковной, и доверие самому себе приводят человека к катастрофе. Святые давали нам такой образ: привяжи свою ладью к кораблю Отцов, и они управят тебя в Царствие Небесное. Эта привязанность человека к опыту церковной жизни и дает человеку ту возможность преодолевать, изменять, исправлять свое собственное сердце и указывает тот путь, по которому должно идти в этой жизни. Не самоизобретательством заниматься и своими измышлениями и представлениями, но, полагаясь всецело на опыт святых, мы должны учиться перестраивать свое сердце, чтобы оно стало для нас источником чистоты и величайшей радости, которая помогает нам совершать правильные поступки в жизни.

Каждый из нас опытно знает, что такое простота и чистота детского сердца, как порой трудно его обмануть. Оно не знает каких-то великих философских утверждений и положений, но знает то особое состояние, которое хранит человека и позволяет ему без всяких препятствий преодолевать многие и многие опасности жизни. Но для нас это уже труд: исправить свое сердце, привести его в должный порядок и устроение – это путь покаяния и очищения. Тогда слова о блаженстве, которые Господь обратил ко всем апостолам: «блажéни не ви́дѣвшiи и вѣ́ровавше», достигнет и наших сердец, наполнит их радостью и полнотой жизни, даст нам то ликование, которое исполняло и апостолов, увидевших воскресшего Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Христос воскресе!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд