Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 36-ю по Пятидесятнице (07.02.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице 07.02.2016Лк. 18:35-43 Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!Сегодня мы слышали в евангельском чтении о том, как Господь исцелили слепца, сидящего при дороге…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице
07.02.2016
Лк. 18:35-43

Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!

Сегодня мы слышали  в евангельском чтении о том, как Господь исцелили слепца, сидящего при дороге и просящего милостыню и уже не чаявшего исцеления, избавления от недуга своего. Он пребывал в скорби, имел такой строй и порядок жизни, когда он полностью зависел от людей.

Мы представляем, сколь велика для человека скорбь при утрате зрения. Не может человек видеть окружающий его мир во всей красоте, во всей его полноте. Не может трудиться, служить другим людям, радоваться тому, что видит лица других людей, видит красоту созданного Богом мира. Полагая сие на сердце свое, мы обретаем то сочувствие к человеку, который был слеп и не мог жить той полнотой жизни, которая доступна человеку, когда он видит ясно и хорошо окружающий его мир. Мы невольно из своего состояния, когда мы ясно видим окружающий мир, понимаем, сколь велика эта утрата и сколь велика должна быть скорбь на сердце человека сего. Мы ему сопереживаем и радуемся, когда слышим в Евангелии о том, что Господь явил милость над ним и исцелил его от этого недуга. Вновь вернул ему зрение, дал возможность жить полнотой земной жизни, видеть краски окружающего мира, радоваться и ликовать сердцем своим.

Мы понимаем, сколь для человека тяжело состояние слепоты, в котором пребывает человек в мире сем, впадая в нужду и зависимость от других людей. Но сегодняшнее евангельское чтение дает нам возможность, взглянув и на самих себя, напомнить о том, что есть слепота физическая, земная. Но есть ещё и более страшное состояние, когда человек пребывает в слепоте  души своей. Душа слепая, не способная видеть окружающий ее духовный мир… В таком состоянии человек полностью погружен в мир земной, в земные дела. Все время интересуется лишь тем, что происходит вокруг него в этом земном измерении, и совершенно не чувствителен к тому, что есть ещё иной строй и порядок, иное измерение всех дел и поступков, которые совершает человек в этом мире – это духовное измерение. Все имеет духовное измерение. Если душа это не чувствует, слепотствует, то мы понимаем, сколь величайшая скорбь должна быть на сердце человека. Но мы порой не замечаем ни в себе самих, ни в других людях этой скорби, связанной с тем, что не видит человек самого главного – греха, который и делает его слепым. Святые говорили: не тот человек велик, кто видит ангелов и может переставлять горы, но велик тот, кто видит грех свой как песок морской. Именно это зрение души человеческой дает ему возможность обрести здравие. Как этот иерихонский слепец возопил ко Господу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Из всей скорби души, сердца своего вложил он всю боль свою в эти слова, обращаясь ко Господу.

Только тот, кто осознает состояние, в котором он пребывает, видя недуг, который сковывает и не дает ему полноты жизни. Только тот, кто понимает, что он болен, может просить об исцелении. Человек, который не чувствителен ко греху в жизни своей, не может и во всей глубине сердца своего возопить ко Господу: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! Грех как бы становится привычкой человеческих поступков и дел. Через эту греховность наши дела приобретают духовную составляющую – только уже совершенно иную, не благодатную, а ту, которая становится разрушительной и для самого человека, и для окружающих его людей. Прежде всего, грех разрушает самого человека. Грех разрушает и вокруг него все дела, труды и состояния сердца, души в других людях. Человек, преданный греху, не способен созидать. Он все будет разрушать. И это все – от той духовной природы, которая вошла в него. Мы знаем, кто сей – действующий через человека, через его грех – тот, кто противится Богу, кто разрушает. И своими поступками, делами человек уподобляется этой демонической силе, разрушающей все вокруг.

Для того чтобы освободиться, исцелить душу свою от греха, человек должен обратиться к Богу. Он должен из сердца своего излить те слова, которые излились из сердца слепца иерихонского в обращении ко Христу. Бог рядом с нами! Господь наш Иисус Христос, сердцеведец, знает все наши нужды, знает все наши сердца до тех глубин, которые не ведомы и нам. Но Он не может ничего совершить в нашей жизни, если мы не обращаемся к Нему. Не нарушит Господь нашу свободу. Если мы не желаем исцеления, то ничего и не произойдет. Но стоит только человеку обратиться  ко Господу, как милость Божия – удивительная, таинственная сила входит в нашу жизнь, помогает нам преодолевать то, что раньше казалось невозможным. Сохранять мир и спокойствие в тех обстоятельствах и ситуациях, которые, как казалось раньше, могли повредить, расстроить, раздражить, ввергнуть во гнев. Но с помощью Божией человек преодолевает это демонское наваждение и становится победителям греха как в самом себе, так и в окружающем его мире.

Сегодня мы слышали эти особые слова скорби и боли, обращенные ко Христу из глубины души слепца иерихонского. И мне хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, что только так обращаясь ко Господу, мы способны получить исцеление. Если мы способны увидеть, в каком безнадежном, болезненном состоянии мы оказались душой своей, что кроме Христа, никто не может нам поможет. Никакие человеческие утешения. Никакие человеческие рассуждения, советы – ничто не может нам помочь. Мы безнадежны, если Господь нам не поможет. И если, обращаясь ко Христу с просьбой о помощи, мы после сего опять впадаем в уныние и переживание, то уничижаем ту благодатную помощь, которая уже пришла к нам. Если человек обратился ко Христу – то Господь уже все дал. Но надо это почувствовать через тот труд, через желание преодолеть грех. И мы почувствуем, как сила удивительная, таинственная начнет действовать и в нас. До тех пор, пока мы только просим, но ничего не делаем сами, втуне остается этот благодатный дар, который мы получаем. Человек должен бороться и преодолевать грех, как бы ни казалось это невозможным, но вдруг благодатная Божественная помощь приходит, все успокаивается, умиряется. И гнев, уничтожающий. Испепеляющий человека и его окружающих, вдруг умиряется. И удивительная тишина приходит на сердце.

И мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали о том, что Господь здесь – посреди нас, знает, слышит все нужды сердец, обращенные к Нему. Но только требуется, чтобы мы сделали шаг навстречу к Нему, чтобы побороть тот грех, который удерживает нас в плену своем.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд