Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлению (24.01.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлению 24.01.2016 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!«Люди, сидящие во тьме и сени смертной», — так характеризует сег одняшнее Евангельское чтение…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлению
24.01.2016

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Люди, сидящие во тьме и сени смертной», — так характеризует сег одняшнее Евангельское чтение состояние людей, живущих в мире сем и не имеющих в сердце своем веры во Господа нашего Иисуса Христа. Ибо состояние сердца, состояние души таково, что человек чего-то ищет, к чему-то стремится, но не получает удовлетворения от своих исканий и стремлений, переживает, унывает. А все это оттого, что душа человеческая помнит то свое первозданное состояние, в котором она была создана и пребывала в Раю вместе с Богом. Помнит в глубинах своих душа это особое состояние радости, мира, покоя, света, которое помогало видеть окружающий мир совершенно иначе, нежели видит человек в том падшем состоянии, в котором он оказался уже после грехопадения.

Все, что видится – видится человеком как сквозь тусклое стекло, как если бы у него было плохое зрение. С трудом он различает окружающий его мир — как в темноте, без света. И себе он порой причиняет неприятности, раны, досаждения, сталкивается с другими людьми, причиняя и им неприятности. А все это от того, что нет в душе света. Во тьме живет человек, не видит ни своего пути, не видит ни пути других людей в этом мире. Пытается что-то делать, но, как говорит нам Священное Писание: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Таково состояние того мира, в котором пребывает человек после грехопадения. И это состояние его не меняется. И никакого прогресса в том мире, который нас окружает, не происходит. Меняется только неким образом возможности человека получать удовольствие, устраиваться в этом мире, отгораживаясь от проблем и забот. Но душа скорбит. Душа никогда не успокоится, ибо она знает нечто большее, чем может мир предложить человеку. Душа будет искать Бога.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали о том, как Господь возвещает этим людям в «земле Завулоновой и земле Неффалимовой» — «покайтеся, приближися бо Царство Небесное». И когда человек верой своей открывает сердце навстречу Богу, то эти слова он точно так же слышит в самом себе, в своем сердце, в своей душе. Прежде всего – покайся! То есть переменись, измени свой взгляд на окружающий тебя мир! Перестань смотреть в самого себя и видеть себя как центр всех своих забот и устремлений. Ты должен увидеть другого человека с его заботами, с его скорбями, с его трудностями. И выйти навстречу другому человеку с состраданием и пониманием того, что он точно так же несет свой крест подобно тебе. У него свои испытания, свои трудности. И крест, данный ему Богом, он несет здесь на Земле. А от каждого из нас требуется лишь одно: сострадание и помощь в тех небольших, может быть, заботах, в которых человек нуждается. Не может никто снять с человека того креста, который несет человек здесь на Земле. Это его путь пред Лицем Божиим, это Промысел Божий, который совершается о каждом из нас. Но проявить на этом пути сострадание и помощь может каждый. Господь говорит о том, что от нас не требуется, чтобы мы высказывали свои точки зрения, давали ненужный советы, понимая, что и сами мы ещё находимся во тьме и сени смертной. И входя в душу и сердце другого человека из этого мира, из его представлений и понятий, , мы только будем вредить. Не требуется от нас никаких усилий, связанных с определением духовного направления того, как человеку жить. Он отвечает это всей своей жизнью вечной и совестью своей перед Богом. От нас требуется простое – как говорит Господь: если ты видишь, что человек жаждет – подай ему чашу воды, если ты видишь человек страждет, в голоде и холоде – накорми и обогрей его, если он болен – посети, окажи ему ту милость и сострадание, в которых он так нуждается сейчас.

Господь ждет от нас простых и незамысловатых дел, которые мы должны совершать по отношению друг к другу. Дел не больших, не великих, но малых – в которых, собственно, и нуждается человек. Невнимательно относясь к жизни, мы не видим этого малого, что нужно другому человеку, а видим лишь свои рассуждения о чем-то великом, большом, о каких-то высоких познаниях. Желаем увлечь другого человека, не видя его немощь, не видя его болезнь.

Входя в тайны Промысла Божиего о жизни другого человека, мы сами не понимаем того, в какие глубины входим, как пытаемся своей немощной рукой исправить что-то там, где действует Промысел Божий. Ничего не получится, ибо Господь выстраивает все так, как Он считает нужным. Но нам оставляет действовать там, где мы действительно можем по силам своим. Не по превозношению своему о том, что мы можем сделать то-то и то-то, насоветовать человеку, а сами и из того, что советуем сделать – ничего не можем, как делали это фарисеи, которых укорял Господь. Но простое и малое ждет от нас Господь, что мы будем делать по отношению друг к другу. Оказывать внимание, оказывать поддержку ту, которую можем – по силам, по возможностям и по необходимости, которую требует та или иная жизненная ситуация человека. Не разрушая ни его жизненный путь, ни самих себя чрезмерным усердием, которое приводит человека к унынию, ибо человек в своей чрезмерности переступает через границы, дозволенные ему Промыслом Божиим по отношению к другим людям. Есть та черта, есть та граница, за которую мы не имеем права входить в жизнь других людей, ибо там действует Промысел Божий. Как Господь ведет человека – нам не ведомо. И с нами Господь советов не держит. Мы же можем только помогать человеку нести его крест здесь на Земле.

И через эти небольшие и малые дела, которые мы должны совершать здесь на Земле и которых только и ждет от нас с вами Господь, происходит изменение нашей души и сердца. Изменяется сердце и само становится послушно Богу, воспринимает окружающий мир и другого человека иначе. Уже не как препятствие к удовольствию и к своим каким-то комфортным условиям, когда другой человек своими поступками и делами вдруг разрушает сложившийся МОЙ мирок, МОИ представления, все рушится, и другой человек воспринимается как разрушитель. И, соответственно, отношение к нему выстраивается, исходя из того, как Я вижу эту ситуацию и другого человека. Но, если мы стараемся видеть, что другой человек, подобно нам, несет здесь крест свой, определенный ему Богом, то мы этого другого, ближнего своего, будем воспринимать как посланника Божиего, когда нам приходится учиться терпению, смирению, когда Господь дает нам через нашего ближнего домашнее задание и уроки, которые мы должны выполнять. И от того, как мы выполняем эти задания, с которыми сталкиваемся в нашей жизни, именно в простых будничных, житейских ситуациях, и определяется будущее души каждого человека — «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Если же поступки наши выстраиваются в ином порядке, по иным законам, далеким от Заповедей Божиих, далеких от постоянного памятования о присутствии Бога здесь, посреди нас, всегда, если мы не чувствуем, что целью нашей жизни является Царствие Небесное, то тогда начинают двоиться мысли человека, двоится душа его. Поступки он совершает одни, а внутренне, как он себя убеждает, стремится к высоким целям. И это двоение в сердце и душе приносит для человека невыносимые страдания, потому что он сам понимает, что теряет ту целостность, которая должна быть в нем самом. Он разрушает самого себя.

Апостол Иаков говорит, что «муж двоедушен неустроен во всех путех своих». То есть когда человек раздваивается и позвляет себе поступать по отношению к другим по одним понятиям, а по отношение к себе требует и желает иных понятий, то в таком состоянии, понятно, его душа не способна к тому служению, которое Господь полагает каждому из нас здесь на Земле по отношению к другому человеку.

Мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили те слова, с которыми обращается сегодня Господь к каждому из нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Близь нас то особое благодатное и всерадостное состояние, о котором и страждет, которого желает, к которому стремится душа человека. Близь каждого из нас возможность вкусить эту удивительную радость, которую Господь приносит в сердце человека. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (Послание ап. Павла к Коринфянам, 3). И когда это происходит, то неизреченная радость приходит на сердце. Нет ничего тайного, нет ничего сокровенного, все ясно и понятно. Главное – чтобы Дух Божий обитал в храмине нашего сердца. А мы знаем, что благодать может пребывать только там, где есть чистота. Посему и призывает нас Господь: покайтесь, изменитесь, исправьте сердце свое, чтобы Дух Божий обитал в храмине сердца вашего. И тогда неизреченная радость никогда не покинет ваше сердце.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд