Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 32-ю по Пятидесятнице 29.01.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице29.01.2016Лк., 94 зач., XIX, 1–10 (о Закхее).Ин., 67 зач., XXI, 15–25. (Ап.) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

29.01.2016

Лк., 94 зач., XIX, 1–10 (о Закхее).

Ин., 67 зач., XXI, 15–25. (Ап.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали два Евангельских чтения. Первое из них посвящено Неделе о Закхее. Слышали повествование о том, как богатый человек, мытарь, желая видеть Господа нашего Иисуса Христа, возлезает на дерево, чтобы увидеть Того, о ком он там много слышал. Не смущаясь никакими мнениями, человеческими осуждениями, которые может он получить, совершив такой поступок – в глазах других людей смешной и неблаговидный и не соответствующий ни его возрасту, ни положению, ни достатку. Ничто подобное его не останавливает, и он желает только одного: видеть Господа. И устремляется на дерево. Господь, увидев Закхея, обращается к нему и говорит о том, что «днéсь бо въ домý твоéмъ подобáетъ ми́ бы́ти». То есть Закхей слышит радостную весть о том, что Господь придет в его дом и будет вместе с ним вечерять. Закхей устраивает трапезу, чтобы принять дорогого ему Гостя.

Мы слышали сегодня и Евангелие, посвященное памяти апостола Петра, когда Господь обращается к апостолу Петру и говорит: «Си́моне Иóнинъ, лю́биши ли мя́?» По-гречески Он обращается и говорит: «агапас ме?» — то есть, «Петр, любишь ли ты Меня той святой любовью, которая должна быть на сердце у человека?» Трижды обращается Господь к апостолу с этим вопросом, а апостол Петр, возможно, еще не до конца понимает, о чем спрашивает его Господь, и говорит: «Ты́ вѣ́си, я́ко люблю́ Тя». Но употребляет иной глагол «филео», имеющий смысл любить как друга, как близкого человека.

Эти сегодняшние Евангельские чтения, прежде всего, нам с вами говорят о том, что для Господа важны не какие-то наши дела, поступки. Для Господа важно сердце, которое мы носим в себе. Господь видит сердце человека и не обманывается никакими нашими внешними признаками благочестия, какими-то еще может быть трудами, которыми мы желали бы достичь и увидеть тайны Божии, разумом человеческим, которым человек все пытается исследовать, во все вникнуть, понять тайны Божии.

Когда Закхей желал увидеть Христа, множество людей не позволяли ему этого сделать, ибо огромная толпа окружала Учителя. Все приставали к Нему с какими-то вопросами, жадно слушали слово Его. Но из всех окружавших Его людей, Господь выделил только Закхея, потому что увидел иное сердце, увидел на сердце то горячее желание быть со Христом, увидеть, принять Его всем своим существом, чтобы возрадоваться и почувствовать особую близость к Тому, кто так дорог сердцу его. Господь ублажает такое сердечное устроение. Господь отвечает на такой зов сердца человеческого, стремящегося к Богу, как и на слова апостола Петра: «Господи, Ты́ вѣ́си, я́ко люблю́ Тя». «Иди за Мной», – говорит Господь апостолу Петру. Что он и исполнил в жизни своей.

Сегодняшние Евангельские чтения уже в преддверии Великого Поста (ведь не так много осталось уже приготовительных недель к Великому Посту) прежде всего нам с вами напоминают и говорят о том, что весь строй-порядок нашей жизни находится в нашем сердце – куда оно стремится, чего оно желает. И если мы будем внимательны к той жизни, которая нас окружает, мы увидим, как много всякого рода помыслов, стремлений, желаний, философских человеческих мнений, всякого рода размышлений окружает нас и не позволяет нашему сердцу коснуться Самого Христа, почувствовать эту небесную таинственную жизнь внутри самих себя. Господь нас научает и говорит, что все сокровенное и таинственное, и даже само Царствие Небесное «внутрь вас есть». Это не вовне, не в каких-то далеких сферах. Все мы носим в самих себе. И Господь напоминает нам о том, что весь наш грядущий подвиг в эти дни Великого Поста будет направлен внутрь самих себя – по отношению к своему собственному сердцу, чтобы управить его в том строе-порядке жизни, который ведет ко Христу, а не рассеивает нас в окружающем мире.

Каким образом возможно для человека подняться над той суетой, которая окружает нас и не дает возможности собраться, внимательно прочитать молитвы, рассеивает нас, над теми бесконечными человеческими разговорами, мнениями, которые мы слышим и порой вносим внутрь себя? Что же дает нам возможность подняться над этой «суетой сует и томлением духа человеческого»? Святые говорят и предупреждают нас, что это – не великие подвиги, не какие-то особые дела, которые мы должны совершать, но малое, постоянное делаемое нами духовное делание. Нет цены умеренному правилу. «Верный в малом, верен и во многом». Посему и то небольшое, что мы должны совершать как некое правило свое, должно быть неопустительно в нашей жизни. И это позволяет нам приподниматься над этой земной суетой, над этой человеческой душевностью, которая схватывает человека страстями и не отпускает потом многие и многие годы.

Умение быть верным в том правиле, которое он совершает, для человека важно, хотя, кажется по тому времени, которое мы уделяем на наши утренние и вечерние молитвы, что это совсем не так уж и много. Всего-навсего кто-то 20 минут, кто-то час из своей жизни выделить может. Даже порой не заметишь этого времени среди других пустых земных развлечений и разговоров, но цена этого времени очень велика, потому что оно позволяет приподняться над той суетой, которая увлекает и рассеивает нас в этом мире и не дает обратиться ко Христу.

Чтение Священного Писания позволяет нам вновь и вновь обновить понятия в самих себе, которые дают нам видеть окружающий мир не по светским и земным представлениям, но по тому, как видит Сам Господь. Это позволяет нам правильно выстроить наши взаимоотношения с окружающим нас миром. Не поддаваться на те прилоги вражии, на те помыслы, которые враг всевает в нас, чтобы удержать в самих себе памятование о самом главном – о том, что сердце наше должно принадлежать не миру сему, но Богу. И вот через такие небольшие упражнения мы приобретаем величайшее благо и открываем в самих себе величайшее сокровище, сокрытое в нашем сердце – Царствие Небесное.

Богослужения тоже не так много занимает и требует от нас времени. Воскресная Литургия, праздничные дни… Но если мы будем внимательны к тому, что поется и слышится в Церкви, то величайшие тайны будут открываться для нашего сердца. А если еще найдем возможности, которые нам дают электронные средства, то все богослужебные книги можно посмотреть и прочитать, чтобы приготовить себя к той праздничной службе, на которую человек стремится попасть. Не просто прийти, но уже заранее знать смысл тех песнопений, который будут совершаться в храме. И величайшее благо будет это для души и сердца человеческого.

Сегодня, когда мы вновь и вновь для самих себя повторяем и открываем то, что Господь всегда близ каждого из нас, и что смотрит Он только на наше сердце. И сейчас Он здесь, посреди нас, видит наши с вами сердца: кто и где сейчас сердцем своим пребывает. Желается, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы мы все вместе сугубо устремляли за богослужением сердца свои к Богу в единой молитве. Да едиными усты и единым сердцем прославим Господа нашего Иисуса Христа! И величайшее благо обретем в сердце своем — эту особую, может быть, небольшую таинственную радость и предчувствие тех величайших благ, которые открываются для человека в Царствии Небесном.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд