Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 31-ю по Пятидесятнице по Богоявлении 22.01.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице по Богоявлении 22.01.2017Мф., 8 зач., IV, 12–17 (Недели по Богоявлении)Ин., 36 зач., X, 9–16 (Свт.) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня,…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице по Богоявлении
22.01.2017
Мф., 8 зач., IV, 12–17 (Недели по Богоявлении)
Ин., 36 зач., X, 9–16 (Свт.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братия и сестры, в Неделю по Богоявлении полагается чтение Евангелия, в котором мы слышим слова Господа, обращенные к людям, о которых говорится, что они жили «в странѣ́ и сѣ́ни смéртнѣй», жили во тьме, и «свѣ́тъ возсiя́ и́мъ». Они увидели иной строй-порядок жизни, возможный для мира. Увидели, вернувшись как бы к полноте жизни, как человек во свете может совершать труды, дела свои, не причиняя вреда ни другим людям, ни самому себе. Все, что было необходимо знать этим людям, находящимся в бедственном положении, было сказано Господам всего-навсего в нескольких словах. И в этих словах заключено все Евангелие, все учение и научение Господа нашего Иисуса Христа, и ныне обращенное к нам с вами.

Сень смертная и тьма, в которой пребывает человек – это те страсти, в которые он погружается, соблазняемый от врага рода человеческого, когда теряет правильное понятие о самом себе, когда обиды, зависть, гнев застят глаза человеку, и не видит он в окружающем мире уже ничего, кроме самого себя и желания обидеть, отомстить тем людям, которые, как ему кажется, неправильно, не должным образом поступают по отношению к нему. Во тьме пребывает сердце такого человека, и величайшее бедствие терпит он в подобном состоянии, предаваясь вот этим страстям, когда он перестает видеть окружающий его мир, престает видеть других людей, но видит только самого себя. Это, как говорит нам с вами Евангелие, является величайшим бедствием и той тьмой, которая окружает человека.

Мы слышали в Евангелии еще слова, обращенные к человеку в этом состоянии: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? В таком состоянии сердце человеческое не способно к тому, чтобы созидать, не способно выстраивать строй-порядок жизни, который приносит радость и утешение как самому человеку, так и окружающим его людям. Сплошные хотения, сплошные желания, бесконечные советы другим выливаются из сердца, находящегося в таком состоянии.

И о чем говорит Господь? Каков путь, каково исцеление для человека, который оказался в столь бедственном положении? Всего-навсего несколько слов, сказанных Господом и обращенных к нашему сердцу: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». В этих словах сказано нам все о духовной жизни. Указан путь, по которому должен идти человек. Господь говорит о том, что покаяние есть тот ключ, который отверзает человеку двери в Царствие Небесное.

Идти человеку по этому пути покаяния кажется непросто, трудно, ибо многое нужно понять о самом себе и окружающем мире. Очень трудно расставаться с представлениями о самом себе. Но это тот путь, на котором человек совлекается своего собственного самомнения, совлекается своего самодовольства, совлекается ветхого человека. Совлекается человека душевного, и начинает видеть уже совершенно иначе – так, как видится это человеку духовному. Только на пути покаяния душевный человек перерождается, как бы совлекается, и человек становится духовным. Мы знаем, что именно вот это состояние, которое рождается в сердце человеческом через покаяние, сокрушение сердечное, оно всегда было свидетельством людей Божиих, которые жили по заповедям Божиим и чувствовали присутствие Божии внутри себя, которые предавали в руки Божии всю жизнь свою.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит и указывает на то, что этот путь велик и труден для человека, и только величайшим безмолвием можно постичь всю тайну и глубину покаяния. От человека, живущего благочестивой жизнью христианина, требуется не так много – постоянное, ежевечернее исследование, состязание со своей собственной совестью. Если человек делает это постоянно, то дух его и сердце приходят в сокрушение. И он начинает иначе видеть и себя, и окружающий мир.

Святые отцы говорят нам, что нет цены умеренному правилу. Очень важно, чтобы человек, начав дело, продолжал его до конца жизни. И таким делом, которое должно продолжаться до последних минут нашей жизни, является дело покаяния. Преподобный Сисой, который достиг величайших откровений Божиих и пребывал в благодати Божией зримым образом так, что братия видела его состояние, говорил о том, что он не положил еще и начала своему покаянию и желал, чтобы Господь дал ему времени, чтобы он начал это покаяние.

Мы знаем о том, какое сердце сокрушенное имел пророк Давид. Когда он согрешил и был обличен пророком Нафаном, то из сердца его излились слова: «грех мой предо мною есть выну…». Это свидетельство того, что человек, способный к покаянию, всегда видит свои грехи, всегда помнит о них. Это не то, что пришел на исповедь, покаялся – и забыл. А «грех мой предо мною есть выну, Тебе Единому согреших». Это постоянное видение греха пред собою сокрушает сердце человеческое. Он понимает и начинает осознавать, кто же он есть на самом деле. И начинает постигать еще одну величайшую тайну, которая раскрывается через покаяние, и которую иначе невозможно коснуться: тайну любви и милосердия Божия, которые Господь являет по отношению к падшему человеку. В покаянии человек познает свое глубочайшее падение и низость человеческого состояния грехопадения, осознает и величайшую любовь, милость, которые Господь являет к падшему человеку, помогая ему вновь и вновь подниматься и восходить по пути от Земли на Небо. И этот путь есть покаяние.

Господь сегодня нас с вами призывает лишь к одному: чтобы своей жизнью мы держались только этого пути. Не ходили по другим путям, не разыскивали других впечатлений сердечных, не разыскивали каких-то воздыханий, которые порой чужды и не нужны человеку, чтобы мы не пытались облечь себя в подвиги, не соответствующие нашему возрасту и нашему состоянию, а были постоянны в том малом деле, которое должны совершать. Достаточно для нас, если будет постоянное внимание к своей собственной совести и ежедневное исповедание перед Богом – не только перечень грехов, но глубокое осознание того, что мы совершаем перед Богом, нарушая заповеди Его. И эта память не будет пресекаться в нашем сердце – памятование нашего состояния.

Но эта память о содеянном не должна претвориться в печаль, скорбь и уныние, потому что, если это происходит, значит, есть нарушение духовной жизни, потому что только на пути покаяния человек открывает это удивительное, таинственное состояние, когда Господь близ его, когда Господь готов ему помочь.

Господь протягивает человеку руку, как некогда апостолу Петру, и поднимает его из этих бурных житейских волн, снова восставляет, дает ему возможность идти по этой жизни, не смущаясь, не переживая об этих треволнениях житейских. Господь удерживает человека на твердом основании веры в Него и упования на милость Божию. Господь такую душу никогда не оставляет.

Но понимание этой безмерной милости и любви Божией невозможно без осознания и понимания того бедственного состояния, в котором находится душа наша. Как бывает, человек по жизни своей пытается что-то вычитать в книгах, пытается услышать от какого-то другого человека, пытается что-то найти вовне. Но мы должны понять, что все ответы на запросы нашего духа и сердца находятся в нас самих, и нигде никогда мы не найдем никакого ответа, если не обратимся к своему собственному сердцу. Если сердце не будет сокрушенным и смиренным, бесплодны будут все попытки человека в его духовной жизни. И вот путь покаяния ведет нас к этому твердому основанию в нашей духовной жизни: «сердцу сокрушенну и смиренну».

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы достигли этого состояния, которое и дает человеку тот мир, покой и особое доверие Богу, когда мы понимаем, что не оставляет нас Господь, никогда не оставлял и никогда нас с вами не оставит, какие бы бедствия и трудности нас ни окружали. А если что и приходит неведомое в нашу жизнь – то, опять же, все это служит к пользе нашей. Господь посылает нам какие-то трудности преодолеть, терпение проявить для того, чтобы изжить те страсти, немощи, которые, может быть, уже укоренились в наших сердцах. Все служит к пользе нашей души! Так видели святые мученики, когда предстояли пред Богом и радовались тому, что кровию своей могут многое очистить из содеянного в жизни своей, и Господь по милости Своей примет в вечные Свои обители.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд