Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 31-ю по Пятидесятнице (03.01.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице 03.01.2016 Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали в Евангельском чтении, которое положено читать в неделю…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице
03.01.2016

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали в Евангельском чтении, которое положено читать в неделю пред Рождеством Христовым, в неделю Святых Отец, как перечисляются рода, которые от века ждали, что придет на землю Спаситель, что свершится исполнение обетований, некогда данных Богом человеку — что будет дано разрешение от греховных уз, которыми был связан человек; помнили о прегрешении, которое было совершенно в Раю первыми людьми. И как враг рода человеческого связал, подчинил волю, ум, сердце человеческое своим целям, которые имеет он здесь на земле, в сердцах людей — с тем, чтобы всякий человек, грядущий в этот мир, сохранился бы его рабом и исполнял волю его. Такова была участь людей, которые жили, скорбели, знали о том, что существует иная жизнь, которой люди лишились, которой они были причастны как образ и подобие Божие в Раю. Но ничего не могли поделать, ибо каждый из них чувствовал над собой вот это насилие врага, который увлекал, смущал, улавливал человека в его словах, поступках и делах. Праведники много скорбели, но знали об обетовании, что, все-таки, наступит тот день, когда разрешатся узы греховные. Когда сердце человеческое вместе с ангелами сможет воспеть: «Слава в вышних Богу!». Ждали этих времен многие-многие угодники Божии и праведники, подчиняя жизнь свою иному строю и порядку, нежели тот, который властвовал над миром сем.

Мы слышали сегодня в апостольском чтении, которое предваряет Евангельское чтение, о том, какова же была жизнь этих праведников и угодников Божиих. И только одно перечисление тех трудностей, притеснений, скорбей, через которые проходили они в своей жизни, может смутить сердце человеческое. Ибо человек желает иного. Кажется ему, он желает здесь на земле счастья, радости, беспечального состояния сердца человеческого, поэтому он стремится, ждет, надеется. И вдруг мы слышим такое перечисление скорбей, от которого не может не смутиться сердце человеческое. И сам Господь говорит уже в Евангелии о том, что только тесный путь ведет в Царство небесное. Это путь трудностей, скорбей, через которые проходит человек здесь в его жизни. Этот путь выбирают немногие. Большинство же выбирают в этой жизни широкий путь, пытаясь себя утешить, исполнить желания своего сердца. Но сколько бы человек не устремлялся по этому широкому пути, никогда не находит он для сердца своего мира, покоя и утешения. И вот, все, что человек получает на этом пути, как ему кажется, приносит радость, утешение, и кажется, что так будет всегда. Но следующий день приходит, и то, что человек, как ему казалось, уже имеет в жизни его и это будет его утешением и радостью, уходит. Со всем человек прощается – с тем, что приходит в его жизнь земную. Но что же влекло тогда вот этих угодников Божиих, которые шли по тесному пути, презирая эти радости, которые полагал мир пред ними? Претерпевали страшные мучения, скорби, гонения, но не отступали от своего пути, по которому они шли к Богу. Мы понимаем и знаем сами по своей жизни, что человека нельзя увлечь куда-то, если туда не будет устремлено его сердце. А сердце стремится всегда ко благу, счастью, к радости и ничем этого изначального устремления сердца человеческого заменить нельзя в этом мире. Оно всегда будет стремиться к тому, что содержит это всеобъемлющее слово: Счастье. И какое же счастье, и какую радость получали угодники Божии, которые страдали видимым образом для всего человечества. Они получали неизреченную радость и особое счастье для самих себя и становились, как некий свет для других людей, ибо они имели в сердце своем опыт особой жизни со Христом, жизни с Богом! Ради этого они оставляли все, что предлагал им мир. Мы знаем, как уже в первые века христианства огромное количество людей оставляют этот мир с его радостями и утешениями и устремляются в пустыню. В пустыне возникают целые монашеские города, в которых живут люди, всецело посвятивших себя Богу с тем, чтобы достигать этой радости, которой не знает мир сей.

Радость, которую достигает сердце человеческое, живущее с Богом — это то состояние, которого мир никогда не может похитить у человека. В этой радости растворяются все скорби и печали. Человек даже порой не замечает того состояния внешнего, в котором он оказывается, ибо радость столь велика и столь всеобъемлющая, что все остальное становится уже не столь важным и значимым для земной жизни человека. Апостол нам с вами говорит и напоминает, что жизнь у христианина должна быть исполнена постоянной радости, непрестанной молитвы и всегдашнего благодарения Бога. Вот то, что должна иметь душа, которая стремится к Богу, которая желает жить с Богом. Радость невозможна без труда непрестанной молитвы. Непрестанная молитва – это постоянное предстояние пред Богом, постоянное памятование о Боге. Молиться можно не только словами, молиться можно всей своей жизнью, своими поступками и делами, свидетельствуя о том, что душа предстоит перед Богом. Как будет человек вести себя в присутствии какого-то высокого гостя? Как будет себя человек вести в присутствии князя земного? Иные поступки будут, иные слова, иная осторожность будет в словах, которые человек будет произносить. Если мы будем так себя вести пред князьями земными, то как мы должны строить свою жизнь пред лицем Божиим? Бог видит все! Все слова, поступки и дела наши. Если выстраивается иной порядок жизни, то это есть только свидетельство о том, что страх Божий уходит из сердца человеческого. Мы не чувствуем этого постоянного присутствия Бога в нашей жизни и совершаем свои поступки неразумно, как первые люди в раю, когда пытались скрыться от Того, о Ком они знали, что невозможно скрыться от Него. Но, тем не менее, люди отступали и пытались сокрыться, зная, что это невозможно – от самого Бога. Подобно и всякий человек, который совершает грех, вновь и вновь повторяет эти ошибки, которые были некогда совершены первыми людьми. Но нам заповедана жизнь от апостолов, от угодников Божиих. Мы получили обетование о том, что Господь посреди нас, Христос посреди нас. «Где двое или трое собраны во имя мое, там я посреди них» — говорит Христос. И какова должны быть наша с вами жизнь в присутствии Бога? Совершенно, наверное, иной по сравнению с той, которую, к сожалению, мы ведем в мире земном, совершая поступки, говоря слова, обращенные к другим людям, не исполненные любви, благоразумия и осторожности, порой, уповая на собственные какие-то понимания и то, как должно быть, как будет лучше. Стараемся научить и дать советы. Но что знает каждый из нас? Разве мы знаем, что будет завтра? Разве мы знаем и во власти нашей простирать свой ум за те границы сегодняшнего дня, который дал нам Господь? Завтра принадлежит Богу. У нас с вами есть сегодня, где мы должны совершать поступки и дела, прославляя Бога, свидетельствуя о том, что действительно Господь посреди нас, а не иной дух, который связывает, подчиняет и заставляет нас совершать иные совершенно поступки и дела, которые разрушают как нас самих, так и окружающих нас людей. Мы должны вот в этом состоянии своего сердца постоянного памятования о присутствии Божьего в нашей жизни совершать свою непрестанную молитву, которая должна быть растворена во всех наших словах, поступках и делах. И тогда иной строй и порядок жизни будет выстраиваться вокруг нас с вами. Не надо никого спасать. Не надо стараться выступать спасителем и благодетелем этого мира. Все это уже есть — Господь пришел, совершил всё ради спасения каждого из нас и всех, о ком мы печемся и заботимся. Требуется лишь одно по слову преподобного Серафима «Спасись сам – вокруг тебя спасутся тысячи». Нужен свет в этом мире и свет мы должны иметь в сердцах и нести других людям. И тогда, действительно, иной строй и порядок будет выстраиваться в окружающем нас с вами мире. Ибо молитва будет действенна, молитва будет выражена в словах, поступках и делах, которые будут видимы, понимаемы окружающими нас с вами людьми и будут служить пользой для всех нас. Апостол говорит, что мы должны за все благодарить Бога. Несмотря на то, что много, может быть, как нам представляется, происходит не по нашей воле, не по нашим представлениям, не по нашим человеческим устремлениям, но за все должны благодарить. Ибо за всем стоит воля Божия, за всем стоит промысел Божий, который ведет по жизни как каждого из нас, так и всех нас вместе. Господь определяет времена и сроки, Господь определяет и те события, с которыми сталкиваемся мы в своей собственной жизни. Мы все молимся и просим: «Господи, дай нам терпения. Господи, дай нам смирения!». Желаем, чтобы вот эти добродетели, которые являются фундаментом всей духовной жизни, были укоренены в нашей с вами жизни и в нашем сердце. Но что происходит, как только Господь начинает нам подавать это смирение и терпение для нашей с вами жизни? «Господи, забери от меня это, я этого не хочу!». Ибо начинаем обижаться, раздражаться на те или иные обстоятельства, которые приходят в нашу жизнь через других людей. Господь в нашей жизни действует через других людей. Они посланники Божии в нашей с вами жизни. И можем ли мы на них смущаться, раздражаться и обижаться, если Господь через них желает дать нам большее – научить нас терпению, научить нас тем величайшим добродетелям, которые только и может стяжать сердце человеческое для того, чтобы построить на нем духовное здание добродетелей в своей собственной жизни. Без этого фундамента ничего не возможно, и Господь нам его подает. А мы желаем, мы его просим. Но, как только приходит эта возможность приобрести для себя хоть немножечко вот этих добродетелей — как иное вражеское смущение, помысел приходят на сердце человеческое: «А за что это мне? А почему ко мне так относятся? Я этого не заслуживаю!». Начинаем обижаться, судить других людей и через это осуждение впадаем в еще больший грех и лишаемся того самого начала духовной жизни, о котором мечтаем, рассуждаем и в книжках читаем, и определений знаем без меры, что такое терпение, что такое смирение. Но только выполнить этого в жизни своей никак не можем. А вот угодники Божии, о которых мы с вами сегодня слышали в Евангельском чтение в перечислении имен, смогли это совершить. Если смогли они совершить это в своей жизни, значит это возможно точно также и для каждого из нас. И мне хотелось сегодня пожелать, чтобы начало духовной жизни, о которой возвещает нам с вами апостол – непрестанная радость, постоянная молитва, всегдашнее благодарение Бога — укоренялись в наших с вами сердцах. Но мы должны помнить, если мы хотим и желаем радости и утешения, что это невозможно без непрестанной молитвы и постоянной благодарности Богу. Это одно единое целое – радость, молитва и благодарность. Мне хотелось бы, чтобы мы в своей духовной жизни об этом не забывали и строили ее в постоянном предстоянии перед Богом в благодарности и радости своих сердец.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь.

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд