Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 30-ю по Пятидесятнице (27.12.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице 27.12.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня, в Неделю святых праотец, мы слышали Евангельское чтение о том, как Господь произносит…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

27.12.2015

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня, в Неделю святых праотец, мы слышали Евангельское чтение о том, как Господь произносит притчу, понятную как тем, кто жил в те далекие времена, так и нам с вами. Он говорит, обращаясь к людям, которые Его окружают, о том, что человеческая воля, привязанность к земному мешает тому, чтобы увидеть это особое действие Божие в этом мире – Промысел Божий. Мешает человеку ответить на призыв Господа и, более того, мешает человеку увидеть Самого Бога.

 

То, о чем говорил Господь, исполнилось в истории, и эта притча имеет историческое измерение, когда Господь призывал иудеев и говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» и «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Но редкие души, как мы знаем из Евангелия, обращались к Нему с вопросами духовными. Более всего люди приступали ко Христу со своими земными заботами, желали исцелиться от Него, насытиться. И когда приходило время, и Господь возвещал о тех сокровенных тайнах духовных, то люди отступали от Него: «…жестоко слово сие», — говорили они, ибо оно не вмещалось в их сердца, занятые заботами житейскими, не позволяющие им увидеть и почтить Бога. Господь напоминает и говорит этим людям, что, если вы не хотите, то Его дом наполнится теми, кого Он будет призывать и собирать со всего окружающего мира. Так и произошло: отступили от него и не захотели войти в полноту радости жизни о Господе иудеи – те, кто был первыми слушателями благовестия, которое возвещал Господь в этом мире. Но множество других людей из народов, отдаленных от мест святых, последовали за Христом. Наполнился Дом Господень сердцами тех, Кто любит и следует за Господом.

Притча сия напоминает нам о том, что Дом Господень никогда не будет пуст. Господь наполнит его теми, кто откликнется на Его призыв. Пусть они будут убогими, немощными, хромыми, но Дом Господень будет исполнен теми, кто готов разделить радость с Господином своим. И горе  тому человеку, который сам себя по житейским, земным представлениям лишает этой радости быть с Господом.

Мы, подобно этим древним иудеям, которые были близ Христа, слышим призыв Господа. Господь и к нам с вами обращается  и говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Господь призывает нас на эту особую таинственную вечерю, где каждый становится причастником Таин Христовых. Господь призывает к тому, чтобы мы собрались и соединились в Божественной Литургии, воздавая ему благодарность и открывая свои сердца навстречу Богу, чтобы насытиться той особой радости, которую Господь дает на сердце человеку, когда оно обращено к Нему.

Мы собираемся за Божественной Литургией, и первые слова, которые мы слышим: «Миром Господу помолимся!» — о том, что только в таком устроении человек способен быть с Богом. Первое, с чего начинается шаг навстречу Богу, когда он способен ответить Ему – это мир в сердце человека. Мир внутри человека – это когда житейские пристрастия, привязанности остаются за границами храма, за порогом духовной жизни, в которую вступает человек, приступая к Божественной Литургии, желая возносить свои благодарные молитвы Богу за те милости и благодеяния, которые Господь являет над ним.

За Божественной Литургией мы становимся причастниками Святых Тела и Крови Христовых. Большей радости и счастья, как быть причастниками Святых Таин, нет для человека. Господь желает только одного: чтобы мы насытили свою духовную жажду, наполнили самих себя той благодатной радостью, которую Господь дает любящим Его. Но то, как человек отвечает на призыв Божий, это дело его совести и дело его свободы, которые он реализует по отношению к духовной жизни. Что станет для него важным и значимым в тот момент? Какие-то земные цели и представления, размышления? Не только близкие и житейские, но и всякого рода фантазии о будущем, мечтания, которые захватываю ум человеческий, простирают его не только на завтрашний день, но и на послезавтрашний, и на какие-то далекие перспективы? Господь нам говорит: разве знает каждый из нас, что будет завтра? Господь ведет по жизни каждого человека так, как Он считает нужным, и не соизмеряется с какими-то нашими человеческими представлениями и пожеланиями о том, как хотелось бы нам иметь этот завтрашний день: в спокойствии, достатке, мире житейском – «покойся, ешь, пей, веселись». Но приходит завтрашний день, приносит нам новые заботы, новые труды, новые переживания – и познает человек, имеющий веру во Христа, лишь одну тайну, которая открывается его сердце: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Оказывается, что среди всех тех забот, трудов, которыми будет обременен завтрашний день, как и был обременен день сегодняшний, человек обретает радость, покой, мир и тишину, если он живет со Христом. Если сердце его будет искать, прежде всего, Царствия Небесного, то все остальное выстраивается в жизни человека, и не терпит он никаких смущений, переживаний, не терпит он уныния и печали. Уныние и печаль восходят на сердце человеческое только тогда, когда оно предано земным, мирским утехам, пожеланиям и исполнениям. Всегда чего-то не хватает, всегда у кого-то чего-то больше, чем у меня, и желается приобрести нечто у других людей. Беспокойно сердце такое, все время оно находится в смущении, печали, переживании и за самого себя, и за близких своих, и за мир в целом, за каике-то обстоятельства, которые происходят в мире. Но все совершается по Воле Божией, Промыслом его. Все будет так, как считает нужным Господь, а не так, как считаем мы. И необходимо, чтобы сердце наше было в мире и покое, когда мы сугубо возносим молитвы за Божественной Литургией, собираясь вместе воздать хвалу и благодарность Богу.

Без этого мирного устроения сердечного не может быть той полноты молитвы, которая соединяет нас с Богом. В рассеянности, которая посещает человека при его преданности каким-то земным устремлениям, не может он собраться для того, чтобы даже несколько слов внимательно сказать, обращаясь к Богу – тут же враг расхищает, тут же помыслы приходят, тут же теряется нить того, о чем человек хотел сказать Богу и предстать перед Богом со своими заботами и переживаниями, которые отягощают сердце человеческое. Враг расхищает внимание, которое должно быть у нас, когда мы произносим слова молитвы.

Сегодня, когда Господь, обращаясь к сердцу каждого из нас, произносит эту притчу, мы должны понимать, что это касается каждого из нас. Господь нам напоминает, нас призывает, чтобы мы не забывали о том, где сокровище наше, где радость наша. И если житейское, земное уводит нас от самого главного в нашей жизни – от Божественной Литургии, от этой полноты духовного пира и радости, которая в полноте только и возможна на Земле, то виновниками бываем только мы сами. Ибо мы сами полагаем иные, житейские заботы, которые отлучают нас от этого источника живой воды, от этой радости, которую мы получаем за Божественной Литургией.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы при всех заботах, при всех трудах, которые нам Господь полагает в этой земной жизни, мы помнили о том, что главное для нас совершается не там – за границами храма, ни в тех заботах и трудах, а здесь – за Божественной Литургией. В тех молитвах, которые мы возносим здесь, в том особом живом присутствии Бога здесь среди нас: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». И здесь Господь – посреди нас с вами – видит и знает нужду каждого сердца и сугубо готов помочь. Но требуется только одно – чтобы сердце само устремилось к Богу, чтобы это желание сердечное было на путь человека взойти в полноту и радость жизни церковной за Божественной Литургией. А здесь Господь, все видя и зная, не оставит нас без утешения и милостей Своих!

 

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Апрель 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
             

Благотворительный фонд

Фонд