Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 29-ю по Пятидесятнице (20.12.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице (20.12.2015) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы, братья и сестры, слышали Евангельское чтение о том, как, когда входил Иисус…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

(20.12.2015)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня мы, братья и сестры, слышали Евангельское чтение о том, как, когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые жили близ этого селения. Они жили вместе, старались помогать друг другу в том несчастье, в котором они оказались. Соединились они уже без различия своих возрастов, званий, национальностей, в языках. Мы знаем, что девять из них было иудеев, а один – самарянин. Самяряне и иудеи, как мы знаем из евангельского повествования, не сообщались друг с другом. Но в несчастье эти люди соединяются в одно общество, стремясь поддерживать друг друга. Посему и можно сказать, что есть некий общий знаменатель в жизни людей. И, к сожалению, этим знаменателем, который соединяет всех людей, является страдание, скорбь и всякого рода тяжелые обстоятельства, в которых оказываются люди. Далее мы слышим из Евангелия о том, как Господь исцеляет этих десятерых прокаженных, направляя их Своей властью показаться священникам. И по пути они получают исцеление. Каждый из них видит и чувствует в теле своем ту силу, которая исцеляет их, освобождает от страшной болезни, разъедающей плоть человеческую. Они чувствуют, что к ним возвращается жизнь. Счастье и радость возвращаются в их сердца. Они тут же наверно, ощутив эту радость от того, что вновь возвращаются к полноте жизни, возвращаются в свои селения, дома, к своим близким и дорогим им людям, к своим заботам и трудам, которые были им интересны, которым они раньше посвящали много своего времени. И в тот момент, когда они получают исцеление, множества радостных впечатлений, планов и мечтаний приходит на сердце их.

 

И тут мы видим, что в скорби и несчастье люди одинаковы, а в счастье все люди разные. Мы видим, что девять исцеленных человек устремляются к своим заботам, устремляются к своим земным планам и целям. И мы не можем их осуждать, потому что понимаем, сколь велика была радость, которую они ощутили. Сколь велика была для них радость вернуться в дом свой, вернуться к родным и дорогим людям. И они устремляются в своих селения, в свои домы, к своей жизни.

 

Но Господь много раз напоминает нам, что такое состояние его души и сердца до конца не приносит человеку радость. Ибо мы слышали об этом многажды в Евангелии. В притче о званных на пир нам говорится о том, когда люди не хотят разделить радость с господином, начинают отрицаться: мы не готовы, так как кто-то купил село, кто-то женился, кто-то хочет испытать своих волов, которых он приобрел для того, чтобы обрабатывать свои поля. Люди отрицаются от того, чтобы прийти и разделить радость с господином своим. Мы знаем и последствия, которые ожидают этих людей.

 

В земной жизни человек никогда сполна не может ощутить того счастья и радости, которые к нему приходят. Пришло это счастье к людям через исцеление, которое они получили от Господа, но пройдет какое-то время, накроют их какие-то другие заботы. И куда уйдет эта радость, которую они сейчас пережили? Что от нее останется? Вновь придется преодолевать какие иные трудности и заботы. Вновь, может быть, скорбь и уныние поселятся в сердцах этих людей.

 

Но мы видим среди этих десяти одного, который возвращается ко Христу и приносит Ему благодарность. И этот человек был не иудей, а самарянин – человек-иноплеменник, отверженный от того общества, в котором он находился. Христос принадлежал к другому по отношению к нему обществу. И не было у них сообщения. Но сердце его, переполненное благодатью, преодолевает все эти преграды, все эти человеческие представления о жизни, о том, как должно выстраивать свою жизнь, каким правилам подчиняться, какие границы нельзя переступать. Но человек не слушает свой плотской ум, не слушает свое плотское мудрование. Он доверился сердцу своему. И в это момент сердце подсказывает, что нет ничего выше в этот момент, дороже и радостнее для тебя, чем принести благодарность Богу. Принести благодарность Тому, кто даровал тебе здравие. Это человек устремляется и приносит благодарность Христу и слышит от Него удивительные слова: «Иди, вера твоя спасе тя». Эти слова, обращенные ко многим людям, мы уже многажды слышали в Евангельском чтении.

 

Если через эту ситуацию, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, посмотреть на самих себя, то мы поймем то, что такое Церковь и где она есть. Чаще всего мы приходим, подобно этим десяти прокаженным, в храм со своими заботами, со своими представлениями, со своей нуждой. Просим, выпрашиваем у Бога чего-то, получаем… Но потом земные заботы увлекают сердце человека, и уходит он, может быть, надолго «на сторону далече» до новых каких-то трудностей, болезней и скорбей, когда вновь потом приходится приходить, обращаться к Богу, просить. Но земное увлекает человеческое сердце и не дает ему обрести благородство. Только сердце, способное благодарить, являет особое благородство в этом мире. Собственно говоря, только благородные, благодарные сердца и составляют Церковь Божию.

 

И сегодня за Божественной Литургией в евхаристическом каноне, который будем совершать, мы будем возносить первые слова: «Благодарим Господа!» Это для нас является определяющим. А Апостол нам об этом говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Так должно жить человеку, который живет со Христом. Так должна выстраиваться жизнь того, кто понимает, что все в этом мире происходит по Промыслу Божию. Ничего случайного в этом мире не происходит. Господь каждому дает крест его против сил его для того, чтобы душа упражнялась, приобретала ту крепость духовную, которая и делает ее способной войти в Царствие Небесное. Делает ее здоровой, ибо только тот человек, который постоянно упражняется физически, бывает здоров. Тот же, кто оставляет эти занятия, оставляет тело свое на произвол, то через некоторое время приводит тело свое в негодность, как и любая вещь в этом мире, о которой не заботятся, разрушается и становится ни на что негодной. Точно так же и душа, которая преодолевает те или иные трудности и обстоятельства, немощи, которые посылает Господь для того, чтобы она возрастала из младенчества во взрослый духовно возраст, чтобы быть в полноте жизни во Христе. И на этом пути душа должна учиться самому главному: учиться благодарности. Ибо только это и отличает особым образом христиан от окружающего нас мира. Даже классики нашей литературы говорят об этом. Тургенев писал в своей притче «Пир» о том, как когда собираются на пир у Высшего существа все добродетели, то две добродетели впервые друг друга увидели – это добродетель благодеяния и добродетель благодарности. От века они, к сожалению, не встречались в этом мире.

 

Таковы должны быть и наши сердца, ибо, если мы хотим жить по воле Божией, хотим жить во Христе, то первое, что должно напечатлеваться в наших сердцах – это благодарность. Благодарность Богу за те Его благодеяния, которые Он совершает над каждым из нас. Это самое сложное: увидеть благодеяние там, где тебя обижают, оскорбляют, где обстоятельства идут не так, как ты желаешь, где все устраивается наперекор твоим каким-то земным, плотским мудрованиям. И здесь увидеть и понять, что Бог действует. Господь порой желает нас охранить, оградить от тех или иных обстоятельств, когда мы, подобно маленьким детям, не понимаем, что творим, и пытаемся прикоснуться к огню и получить ожог. Сколько бы ни предупреждал, ни отводил нас Господь, но человек все-таки исполняет свою волю – ожог остается как некий шрам на душе и на сердце человека

 

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы учились величайшей добродетели в нашей духовной жизни – благодарности Богу за все, не разделяя обстоятельства на приятные нам или не приятные, на худые или на те, которые нас возвеличивают и дают нам радости. Все – от Бога! И человек должен уметь принимать в своей жизни от Бога все, хотя это может быть и кажется ему чем-то ограничительным, трудным или невозможным. Но Бог Сам знает, что нужно в тот или иной момент человеку, каковы его силы, что он может понести. И если человек малодушничает, теряется в этой жизни, то это только потому, что он потерял чувство благодарности Богу в сердце своем. А без состояния благодарности человек впадает сразу во всякого рода смущения, скорби, и не может принять тех или иных обстоятельств жизни, с которыми он сталкивается. Не может даже оценить, правильны ли они. Совершает очень много ошибок в своей жизни, в жизни других людей. Благодарность позволяет человеку иметь и величайшую ответственность за душу другого человека, чтобы не влезать своим плотским мудрованием в жизнь другого человека, ибо жизнь другого человека точно так же строится Промыслом Божиим. Знаешь ты Промысел Божий? Что ты влезаешь в те стороны жизни, которые и в своей-то жизни не понимаешь, тем паче – и в жизни других людей. Величайшая осторожность требуется от человека в его духовной жизни, ибо, самое главное, утеряется тогда благодарность Богу. А если благодарность Богу утеряется, то сердце оказывается вне Церкви, только Церковь непрестанно, постоянно благодарит Господа за все. Возносит эту благодарность в той общей молитве за Божественной Литургией, которую мы сейчас будем возносить Господа, который посреди нас с вами, видит наши сердца, к чему они устремлены: то ли мы ожидаем, подобно девяти иудеям, получить кое-что от Бога и устроить свои земные представления и дела, либо стремимся припасть к ногам Христовым и воздать Ему благодарность за все благодеяния, которые Он совершает над нами.

 

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд