Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 28-ю по Пятидесятнице (13.12.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице13.12.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня, братья и сестры, в Евангельском чтении мы слышали, как Господь по обычаю Своему вошел в…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
13.12.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, в Евангельском чтении мы слышали, как Господь по обычаю Своему вошел в день субботний в синагогу, чтобы учить собравшихся там людей через слово Божие о том благовестии, которое Он принес в этот мир. Мы видим в этой синагоге, как нам показывает Евангелие, двух человек. Это болящую женщину, которая более 18 лет страдала от недуга, которым связал её сатана. В своих членах она терпела немощь расслабления, но преодолевала свое состояние и понуждала себя в эти особые дни, когда читалось Священное Писание, быть на общественном служении в синагоге. Мы знаем из тех представлений и понятий, которые были в то время у общества иудейского, что жизнь её не была простой, ибо всякая болезнь, особенно – длительная, которая посещала человека, свидетельствовала о том, что человек грешен. В этом состоянии понимания своей немощи, греховности, она понуждала себя быть в синагоге, возможно, терпела и укоризны, которые приходилось ей слышать, но дух ее, закаленный в преодолении недуга своего, этих внешних укорений и неприязни, был бодр и здоров, ибо она стремилась туда, где звучит слово Божие. Видим и другого человека, который внешне кажется управлен, исполнен благочестия – старейшина этой синагоги, который учит людей, пользуется от них почетом и уважением. Слово его много значит для собравшихся людей. Под внешней этой личиной, как обличает его Господь, кроется нечто иное. Под внешним его, как кажется, благополучием и здоровьем, кроется неисцельные болезни сердца его, ибо он связан многими недугами духовными. Связан от сатаны так, что, когда он видит чудо, которое являет Господь, то начинает противиться и говорит в безумии и дерзости своей о том, что это чудо противоречит закону Божию. Сам не понимает, что он говорит и в какие духовные бездны низвергает он сам себя, ибо не видит не только Господа пришедшего, но даже благодатного Человека, который только мог и совершить то, что совершилось пред глазами его. Но вскипает сердце его завистью, ибо он как обличает его Господь – лицемер, который привык получать хвалы от других людей. Привык первенствовать, желает и ищет похваления от других людей. Они приятны его сердцу. Он не рассматривает их: заслуженны они или не заслужены. Но он желает, чтобы его похваляли, чтобы слово его было значимо для других людей. И когда он видит, после исцеления Спасителем недужной женщины, что народ и сама исцеленная начинают возносит благодарение Богу и прославлять Спасителя, тут-то он исполняется и злобы, и негодования, ибо эти похваления относятся не к нему, а относятся к Тому, кто явил божественную силу. Господь указывает на недуг души его. Говорит о том, что он лицемер, человек, который прикрывает свое внутреннее неустройство внешним своим благополучием. Но болезни, которые несет он в сердце – те узы, которыми связал его сатана – остаются неисцельными. Мы видим, что Господь исцелил женщину. Она уходит в радости и восхвалении Господа. И видим, как этот человек, тоже связанный от сатаны в сердце и душе своей, уходит неисцельным. И причина только в нем самом.

Господь всегда готов помочь человеку. Господь всегда близь каждого человека. Но помогает Он только тому, кто этого желает. Человек же, который пребывает в состоянии злобы, зависти, обид, не видит Самого Бога, он видит только самого себя. Застилаются глаза. Он желает только одного: чтобы все исполнялось так, как он того желает. Господь указывает и говорит, что это – узы, которые возложил на тебя сатана. Посмотри, оцени то состояние духовное, в котором ты оказался. И только после того, как ты осознаешь свою болезнь, ты поймешь, что тебе нужен врач, что тебя нужен Спаситель, тебе нужен Искупитель. Только с этого момента начинается в человеке жизнь христианская – когда он, видя свои немощи, свои грехи, свои пороки, будет искать того, кто мог бы его исцелить.

Мы слышали сегодня так же в Евангелии слова Спасителя, обращенные к двум будущим апостолам, которые последовали за Ним – к Андрею и Иоанну: «Чесо ищета?» И, пребыв у Него день, слыша слово благовестия, которое возвестил Господь их сердцам, они в радости идут, обретают Петра, Варфоломея, Нафанаила, и говорят о том, что они нашли Мессию Христа. То есть нашли Того, кто Спаситель и Искупитель мира сего. Нашли Того, кого более всего желало найти сердце человеческое, чтобы утешиться и освободиться из греховного плена. И Господь являет величайшую милость: Он собирает Своих апостолов, делает их «ловцами человеков», исполняет простых рыбаков той премудрости, которой не могут противиться и сильные века сего. Такова сила Божия, которая совершается в немощах человеческих. Но человек должен прежде сделать шаг навстречу Богу – не иначе действует эта благодатная сила и помощь в человеке. Господь никогда не нарушит свободу, данную человеку. Человек должен своим устремлением открыть сердце свое навстречу Богу, и тогда Бог входит в него, тогда многие неисцельные язвы получают исцеления. Многое, что казалось человеку невозможным  изменить в его жизни, вдруг изменяется, и человек во свете, который приходит в его жизнь, иначе видит окружающий его мир и других людей.

Если же этого нет, а, подобно этому человеку — начальнику, который желает и ищет своего, что же находит человек в самом себе? Ему кажется, что он стал светом для себя и других людей, что он может что-либо сказать, научить. Но Господь говорит о таком состоянии души человека: если свет, который в тебе, есть тьма, то какова же тьма? Господь предупреждает и говорит о том, что главным в духовной жизни человека является осознание своей собственной немощи, а не своего достоинства и величия. И только там, где мы понимаем, что нам нужен Господь, нам нужен Врач, нам нужна божественная помощь не в том, чтобы решать наши земные дела, а только в том, чтобы исцелить от грехов и пороков сердце свое – там является сила божия, там приходит Господь. И, как эту женщину, которая 18 лет была в недуге и связана сатаной, Господь разрешает, так и всякая страждущая душа, оплакивающая свои немощи, пороки и грехи пред лицем Божиим, получает разрешение от недугов своих. Там же, где человек желает приспособить духовную жизнь и сделать Бога помощником в своих делах земных, в которых он, может быть, желал славы и величия, там, в том состоянии, человек остается неисцельным и не приходит и не получает Божественной помощи. И страждет эта душа, которая исполнена недугов неисцельных, которые мучают, прежде всего, человека самого, сжигают его. Сгорает такой человек здесь на Земле в адском огне, который он сам не желает угасить в сердце своем. Открыть сердце Богу и попросить о помощи Его – только с этого начинается наша христианская жизнь, когда мы осознаем и обратимся с просьбой о помощи в этих неисцельных недугах души своей. С тем, чтобы Господь разрешил нас от тех уз, которыми сатана связал нас и ведет туда, аможе мы не хотим.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд