Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 27-ю по Пятидесятнице (06.12.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице06.12.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы слышали обращенные к нам слова Господа о том, что мы должны для себя понимать:…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице
06.12.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали обращенные к нам слова Господа о том, что мы должны для себя понимать: где благо, которое служит к пользе души нашей. Тот человек, о котором Господь говорит нам в притче, полагал, что земное служит благом для него. Обращаясь к своей душе, он говорил: «душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися» (Лк.12: 16-21).

И если спросить самих себя, то кто бы отказался от такого земного блага? По сути своей, чаще всего человек и ищет подобного для себя в земной жизни. Смущается, когда не имеет подобной части. Господь многажды нам напоминает и говорит о том, что есть другой строй и порядок в этой жизни, есть иное благо, к которому должно стремиться сердце человеческое. «…Обаче ищите Царствия Божия, и сия вся приложатся вам». Но человек чаще всего избирает путь иной, потому что желает более обманываться, чем принимать на себя ту ответственность, которая есть у него по отношению к его бессмертной душе.

Некий человек поселился в доме с женой, сыном и рабом. Друзья и соседи предупреждали его, что в сем доме живет змей смертный, которого надо постараться убить, потому что он может причинить много вреда семье. Стал человек искать этого змея, нашел его и был готов убить, но вдруг увидел, что около змия лежит златица. Человек забрал златицу и подумал: «Будем осторожны в доме по отношению к змию, и если он будет постоянно приносить мне златицу – то пусть живет». Так и продолжалось: змий приносил златицу, а хозяин дома оставлял его жить. Но наступило время, когда змий ужалил его любимого коня, и конь умер. Разгневался человек и решил убить змия. Только он собрался исполнить свое намерение, как вновь увидел златицу, которая лежала около змия, и подумал: коня уже не вернуть, а вот золота можно и лишиться. И имея золото, можно приобрести гораздо более, нежели он сейчас потерял. Вновь человек взял златицу и стал продолжать жить так же, как прежде. После сего змий ужалил и раба его, который умер в страшных мучениях на глазах у своего господина. Человек вновь прогневался на змия и решил убить его, но увидев златицу, опять стал рассуждать в сердце своем: «Что же я так смущаюсь? Ведь с этим достатком я вновь смогу приобрести и коня, и раба. А сели убью змия – то и этого достатка лишусь». Вновь он взял эту златицу, и змей продолжал приносить ему ещё и ещё, обогащая его. Но наступило время, когда был ужален и сын человека. Врачи, которых призывал человек, не смогли помочь его сыну, и сын умер в страшных мучениях на глазах отца. Разгневался человек и решил, что на сей раз точно убьет змия. Изготовился, но увидел ещё большую златицу, которая лежала около змия. И стал рассуждать в сердце своем: «Видимо, сын мой был очень неосторожен, что позволил змию ужалить себя. Если же я убью змия, то лишусь достатка, который сейчас лежит здесь». И, взяв златицу, человек оставил змия жить до времени. Змей по-прежнему приносил златицы. Но наступило время, когда змий ужалил и жену человека. Сколь ни призывал он врачей, никто не мог помочь ей, и умирала она в страшных мучениях на глазах у своего мужа. Прогневался человек пуще прежнего: «В этот раз уж точно убью змия, ибо лишил он меня всего самого дорогого!» Только собрался человек собрался исполнить свое намерение, как увидел около змия большую драгоценную жемчужину. И подумал он в сердце своем: «Тех, кто умер, уже не вернешь. А какой достаток приносит мне змий!» И от радости хозяин расчистил место, где нашел жемчужину, и стал каждый день окроплять его ароматами; а змий целый год доставлял ему каждый день по дорогой жемчужине. Забыл он уже о тех намерениях убить змия, но утешался тем, что приносил ему змий. Но наступило время, когда он совсем забыл и думать об опасности, и ужалил змий и его. В страшных мучениях кричал он, и собрались к нему его друзья и родные, и стали упрекать его: «Не предупреждали ли мы тебя: убей ты этого змия! Вот, ты сам теперь умираешь; сам видишь, как ты неразумно поступил». И никто не мог помочь ему в страданиях его. Тогда умирающий возопил к Богу: «Господи, прости мне на этот раз, и я покаюсь… Не прельстит меня больше суета земная; я раздам все имение и буду служить ближним своим». Услышал Господь молитву человека сего, и выздоровел он вопреки тем предсказаниям, которые были от врачей и друзей его. Какое-то время человек помнил еще свои намерения, горел желанием послужить другим людям, но потихонечку мысль лукавая вкралась в сердце его, и стал он думать: «Если бы моя болезнь была смертельная, то я бы выздороветь не мог. Наверно, мой организм такой сильный, что я смог преодолеть эту болезнь». И вновь стал человек собирать жемчужины, который приносил змий ему. Но вновь увлекся человек, и вновь был укушен змием, вновь приговорен был он всеми друзьями и врачами к смерти. Возопил он ко Господу, умоляя о помиловании и обещая больше не грешить, раздать имение свое и служить только Богу. Господь вновь услышал молитву человека сего, и выздоровел он. И положил он на сердце свое, как ему казалось, добрую мысль: «Много нищих в мире, нуждаются они в помощи. Буду я собирать богатство в помощь этим несчастным людям». Но вновь увлекся человек и стал собирать богатство для себя и не думал он служить другим людям. Сделал себе сосуд, куда собирал сокровища, и положил его под кровать. И сам не пользовался сокровищем, и другие не имели от него пользы. И в третий раз был он укушен змием. Но отступил от него Господь, и смерть ожидала человека сего…

Такова притча, которая во многом напоминает нам поведение человека, который решил состязаться, как ему кажется, с лукавым. Но итог мы знаем, и Господь нас предупреждает о том, что ждет человека, который с самомнением и неосторожностью выходит на это поприще состязания со змием лукавым. Змий одолеет его, принесет в его сердце и ум лукавые помыслы. Ибо в притче двор – это мир, а змий – это лукавый, который соблазняет и смущает человека.

Апостол нам говорит о том, что похоть рождает грех, грех содеянный рождает смерть. Таков закон, по которому идет человек в этом греховном мире. И если он благами полагает для себя то, что приносит ему змий лукавый, то наступает время, когда придется расставаться с тем, что близко сердцу твоему, и даже со своей собственной жизнью. Итог мы все знаем. Господь нас предупреждает. И сегодня обращается к сердцу каждого из нас: «Внемли себе, како опасно ходиши. Посмотри на свою жизнь, не обманывай самого себя, не уговаривай свою совесть, но поступай так, как Я тебе говорю: ищи прежде Царствие Божие, а не этих лукавых благ мира сего. Не доведут они тебя до добра. Устрой сердце свое по Богу, а не по желаниям и похотям мира сего».

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому их нас, чтобы мы были внимательными к сердцу своему, чтобы не поддавались мы на уловки этого змия, который желает лишь только одного: чтобы мы вышли за ограду церковную в своих делах, мыслях и поступках, и чтобы мы были уловлены в сети его.

Там же, где собираемся на молитву и живем этой полнотой литургической жизни, ведь здесь сейчас Христос посреди нас, и ничто скверное и лукавое не может коснуться нас, если мы только сами не откроем ему сердце. Господь предупреждает: «Не всякому стучащему открывай сердце свое, но прежде посмотри, кто хочет войти в сердце твое, какие блага предлагают тебе. И помни о тех последствиях, которые ждут тебя!»

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд