Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 26-ю по Пятидесятнице (29.11.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице29.11.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы слышали в Евангельском чтении притчу, которую Господь сказал, обращаясь к тем людям, которые были…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
29.11.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении притчу, которую Господь сказал, обращаясь к тем людям, которые были окрест Него – притчу о милосердном самарянине. В ней он ясным и точным образом изобразил, как должно жить человеку на Земле, поступать по отношению к тому, кто находится рядом с ним. О том совершенстве, к которому надо стремиться: будьте совершенны, яко совершен Отец ваш Небесный. Будьте милосердны, яко милосерд Отец ваш Небесный. Чтобы человеку достигать этого совершенства духовного, Господь показывает, как должно относиться к ближнему. Видя скорбь и немощь другого человека, не взирая на то, что между людьми порой бывают, как им кажется, непреодолимые препятствия. Мы знаем, что иудеи и самаряне не сообщались между собой. Более того, они даже старались друг с другом не разговаривать и имели внутреннюю вражду между собой, как мы знаем об этом из беседы Господа с самарянкой, когда она говорит о том, что даже было разделение в вопросе о том, где нужно покланяться Богу.

В притче говорится о человеке, который, оказывает милость оказавшемуся в беде — тому, кто, казалось бы, был далеким ему по всякого рода человеческим представлениям. Он возливает вино на него и масло, помазывает его язвы, приводит в гостиницу и просит гостиничного, чтобы он позаботился о болящем, оставляет средства на уход за ним. Более того, он говорит человеку, который будет заботиться о болящем, что если будет более потрачено денег, чем оставлено, то он по возвращении вернет. То есть заботиться лишь об одном: чтобы пострадавший человек вернулся к полноте жизни. И не спрашивает от него никаких знаков внимания, не требует от него каких-то обязательств. Но желает лишь одного: послужить этому человеку, не взирая на то, кому он принадлежит и есть ли между ними вражда. Он видит только одно: человек в беде, и требуется ему помочь.

Нам понятны слова этой притчи, обращенной к нашим сердцам. Понятно, что Господь желает от нас подобного отношения к другим людям: милосердия, снисхождения, чтобы мы могли помогать друг другу и принимать на себя те немощи, скорби других людей, и, по своим возможностям, стараться помочь в тех обстоятельствах, в которых оказывается другой человек, чтобы он не потерпел бедствия или нужды. Помочь ему выйти из этого состояния, в котором он оказался по неведомым нам причинам, чтобы он вернулся к жизни и получил вновь для себя возможность по жизни, совершать свой путь вместе с Богом. А как поведет его Господь – это уже дело Промысла, а не наших размышлений.

В этой притчи есть ещё один обобщающий смысл: в этом иудее, который оказался в бедственном положении, который попал в разбойники и лишился всего, что имел, ибо они забрали у него все его достояние и даже одежду, оставили его «еле жива» — мы видим в нем все ветхозаветное человечество, которое страждет и скорбит, ибо много терпит насильства и бедствия от врага рода человеческого и не имеет надежды на то, что кто-то может ему помочь. Без меры досаждает враг роду человеческому. Мы знаем из Священного Писания, сколь много приходилось Господу являть милости и милосердие к ветхозаветному человеку, сколь много раз он отступает от Господа. Даже когда Господь явным образом являет Свою силу, поддержку – проходит немного времени, и сердца людей ожесточают, люди отступают от Бога и вновь вступают на тот путь, который ведет их к разделению, к тому, чтобы уничижать другого человека, за счет другого человека решать свои жизненные задачи. Ведет к разделению, жестокости, уходит любовь между людьми.

Человек, оказавшись в таком состоянии, лишается самого главного: благодати Божией. Совлекаются одежды благодати с человека, и тут становится он беззащитным перед теми, кто имеет к нему вражду. Как некогда в Раю человек за своё преступление лишился этих благодатных одежд, в которые он был облечен Богом — когда поддался уговорам лукавого и преступил заповедь Божию, и познал свою наготу. Точно так же мы видим это нагое, ветхозаветное человечество, которому неоткуда ждать помощи: ветхозаветный священник проходит мимо и не хочет помочь страдающему, может быть, даже не видит тех язв, которые терпит человек. Проходит и левит – тот, кто служит при Храме – и не видит и не чувствует скорби и немощи этого человека. Мы видим, что уже неоткуда иметь и надежды этому человеку, но приходит некто, о ком он даже не мог и помыслить, и подает ему надежду и помощь: забирает самарянин этого человека, приводит его в гостиницу, чтобы он мог получить там врачевание и исцеление от язв своих. Это Сам Господь берет ветхозаветное человечество, измученное греховными язвами и пороками, и приводит его в Святую Церковь – чтобы это немощное человечество исцелилось в Церкви. Возливает масло и вино – как прообраз таинство церковных, которые дают человеку и врачевание, и способность вновь и вновь возвращаться к полноте жизни, исцеляя язвы, которые наносит человеку враг. В Церкви человек получает возможность исцелиться от своих немощей своих, которые он не имеет уж надежды исцелить в мире сем – нет того, кто мог бы ему помочь, подсказать, как ему вернуть утраченное. Но только в Церкви человек возвращает себе эту полноту жизни. Нет другого места для нас, где наше падшее человеческое естество могло бы вновь обрести надежду на то, что оно способно возродится, исцелиться и вновь вернуться к полноте жизни.

Мы слышим эту притчу в начале Рождественского поста, который готовит нас к празднику Рождества Христова, к празднику Богоявления, напоминающему нам о той милости, которую Господь являет по отношению к человеку: Господь Сам приходит эту Землю, чтобы помочь человеку подняться и вернуться в то достоинство, в которое он был обличен при своем создании. Чтобы человек вспомнил о том, чем он является – Образом и Подобием Божиим. В нем есть нечто большое, чем он о себе помышляет. Человек должен вернуться к своему духовно-нравственному достоинству, вернуться через труд, через преодоление самого себя, через, как говорят,  распятие себя со страстьми и похотьми – через боль и скорбь отрешиться от этих язв, которыми враг уже поразил душу и сердце всего человечества за то преступление, которое человек совершил.

Сегодняшнее евангельское чтение в особом образе напоминает о том, что Церковь для нас есть та врачебница, та особая гостиница в мире сем, где каждый из нас может получить врачевание, где «милосердный самарянин» – Сам Господь – поднимает нас из бездны наших прегрешений и язв, в которых мы сами оказываемся по нерассудительности своей, потому что слишком доверяем самому себе, а не Богу. Но Господь не требует от нас каких-то особых обязательств, клятв. Он берет и принимает всех нас в Свои милующие руки. Дает каждому из нас ту силу, через таинства церковные исцеляющую душу и тело человека.

И мне хотелось бы пожелать самому себе – и каждому из нас: чтобы эта полнота жизни церковной никогда не оскудевала в наших сердцах. В Церкви можно только жить. И в этой жизни мы обретаем для себя все необходимое. Но условие только одно: чтобы мы имели в сердце своем благодарность к Тому, кто поднимает нас из немощей, язв и болезней и приводит в Церковь Свою. Церковь принадлежит Богу. Он – Глава Церкви. Он нас с вами собирает. Он нам все дает. И благодарность никогда не должна оскудевать в нашем сердце. И Господь все необходимое, все полезное, любое врачевство, необходимое для исцеления души и тела, даст в Церкви. Но мы должны быть послушными Богу, а не поступать подобно тем людям, которые приходят на пир брачный, желают насытиться. Входят без брачных одежд на этот пир, и потом терпят еще большее бедствие. Одежды должны быть чистыми, для этого у нас есть таинство покаяния. И время поста – сугубое, когда мы должны принести покаяние, чтобы в чистых одеждах встретить грядущего Спасителя, принести Ему слова радости и благодарности за то, что Он сделал для всех нас вместе и для каждого из нас – за ту любовь и милость, которые Он являет ко всем нам и к каждому из нас.

Ещё раз мне хотелось бы пожелать, прежде всего — самому себе, и каждому из нас, чтобы благодарность к Богу в наших сердцах претворялась в ту полноту церковной жизни, в особое покаяние, в стремлении желать быть рядом с Богом. А рядом с Богом не может быть ничто скверное. Ничто чуждое не может взойти к Богу. Ибо мы знаем, что произошло, когда принесли Богу чуждый огонь: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним». (Лев.10:1, 10:2). Посему и желается, чтобы наши сердца были искренними в своей обращенности к Богу. Не искали мы, не желали своего, но стремились к тому, чтобы следовать по тому пути, который возвещает нам Господь: «будьте милосердны, яко милосерд и Отец ваш небесный».

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд