Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 22-ю по Пятидесятнице (01.11.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице01.11.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами «в слух сердца своего» слышали вновь обращенное к нам слово Господа нашего…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
01.11.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами «в слух сердца своего» слышали вновь обращенное к нам слово Господа нашего Иисуса Христа. В притчах Господь приоткрывает нам, как происходит духовная жизнь и что является порой для человека препятствием того, чтобы эта духовная жизнь утверждалась и развивалась в сердце его. Господь через притчу о сеятеле показывает нам с вами, что Он сеет без различия во все сердца людей. Никто не может сказать, что он не слышал или не знает о том, что есть Благовестие в этом мире, о том, что Евангелие проповедано по всему миру и, так или иначе, человек в своей жизни соприкасается с теми истинами, которые возвещает Господь в Святом Евангелии – через культуру, через общение с другими людьми. Тем не менее, это слово Божие в том или ином виде достигает сердце каждого человека.

Как же человек откликается на это призыв Божий? Как это благодатное семя начинает жить в его сердце? Господь показывает разные состояния сердец людей. Сердце человеческое, через которое проходят многие заботы, печали, события людей, уподобляется утоптанной дороге. Не может там семя слова Божия укоренится, и диавол, не желающий спасения человеку, похищает его из сердца человеческого. Подобно сердце человеческое и камню, где семя, попав туда, может быть, быстро всходит, но не имеет корене и влаги, ибо нет земли, и восходит солнца – и иссыхает росток семени сего. Ибо человек такой маловерен, и многие события, которые происходят в окружающем его мире, он обращает только на самого себя, заботится только о самом себе, пугается, страшится того, что происходит, и не способен ничего произвести духовного в сердце своем. Нет места в этом сердце ни Богу, ни другим людям – человек занят только самим собой. Когда в сердце же, подобное почве, зараженной тернием, падает слово Божие, то человек пытается жить по Закону Божию, но восходит терние, которое подавляет благодатные ростки в сердце человеческом. Терние – суть множество забот, которые вносит человек в жизнь свою, забывая о Промысле Божием, забывая о том, что все совершается по воле Божией. Порой полагает человек цель свою здесь как некую земную душевность, и не замечает, как он теряет главное – духовную составляющую этой жизни. Он устремляется к этой земной порочной душевной любви и теряет самое главное – любовь Божию. Ибо заботится о временном, преходящем, не важном, не значащим для спасения и души человеческой. Другое же семя, которое падает на земле доброй, приносит плод свой, умножая то семя, которое упало. Доброе сердце способно приносить плод достойный пред лицем Божиим через добродетели, через служение Богу.

Сегодняшнее евангельское чтение нам с вами вновь и вновь напоминает, что определяющим в нашей духовной жизни является наше сердце. Если человек не заботится и не внимателен к состоянию сердца своего и если дорога утоптанная не может стать плодоносной, камень не может возрастить на себе доброе семя, поле, которое имеет на себе множество терния, тоже не может дать возможности принести плод, то не так сердца разумные. Ибо человек через труд над самим собой, через покаяние и дорогу утоптанную, и сердце каменное, и почву, засеянную всякого рода сорняками-пороками может привести в надлежащее состояние, чтобы благодатное семя слова Божия принесло свой плод в жизни как человека, так и других людей.

Господь ждет только одного: чтобы мы потрудились и переменили состояние сердца своего. Но увидеть самих себя порой бывает непросто. Ибо душевное порой заслоняет труд духовный. Внешние труды и подвиги начинают быть более значимыми и важными, нежели забота и внимание к сердцу своему.

Некий старец желал иметь вразумление от Господа об одном из мест Священного Писания. Более 70-ти недель он постился, вкушая единожды в неделю – в воскресный день. И не получил от Бога ответа на свое сердечное вопрошение. Тогда он в сердце своем сказал: «Не отвечает мне Господь, не взирая на те труды и подвиги, которые я подъял. Встану и пойду ко брату моему, и возможно услышу от него вразумление и ответ на вопрошение сердца моего». Встал и вышел из кельи, закрыл её – и в тот же момент явился ему ангел, который и объяснил ему, что же происходило. «Все подвиги твои телесные не имели никакого значения пред лицем Божиим. Но когда ты смирил сердце свое, Господь послал меня к тебе, чтобы открыть тебе все, чтоб твои вопрошения стали тебе понятными, и не смущалось сердце твое».

Господь говорит и напоминает постоянно о том, что только сердце смиренно и сокрушенно Он не уничижит. Только в этом состоянии человек способен понимать, когда Господь ему открывает. Порой, прячась за какие-то внешние дела, заботы, обстоятельства, фантазии и мечтания – душевность свою, которую человек придумывает себе как некую жизнь, которая не имеет никакого отношения к тому, чего желает Господь и как Он хотел бы вести человека в этой жизни. Человек порой сам устремляемся в те руки, которые приводят его в страх и трепет, смущают сердце его. И не желает лишь одного – смирить сердце свое, смирить гордыню свою, чтобы вручить себя без остатка в руки Божии, принять Промысел Его благой, который ведет каждого из нас по этой жизни, полагая перед нами ту цель, к который мы только и должны стремиться. Господь много раз нам говорит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Напоминает, что каждый из нас должен понимать, какое благо он желает и где это благо. Если это благо, к которому человек стремится – Царство Небесное, то и путь соответствующий человек будет полагать в жизни своей. Если человек благо полагает во всякого рода земных каких-то устремлениях, в своей земной душевности, в каких-то земных заботах, в приобретении материальных благ или каких-то возможностей, которые позволят сказать ему в сердце своем: «почивай, яждь, пий, веселися», ибо много у тебя есть, и не надо ни очень заботиться, — то происходит человеком то, о чем мы также слышали: умирает человек неожиданно для самого себя, и скорбит и не может воспользоваться тем, ради чело трудился здесь на Земле, и полагал, что в этом его благо.

Жизнь сердца человеческого требует от нас величайшей осторожности и понимания того, что стоит только ошибиться в цели нашей жизни, положить какие-то иные цели – вся жизнь пойдет мимо цели, будет сплошным грехом, ибо грех есть промах мимо цели. Для человека очень важно понимать, где его благо, чего он желает, к чему он стремится. И понуждать сердце свое двигаться к этой цели. Господь, видя желания человека, помогает ему на этом пути. Господь никогда не составляет того, кто стремится к Нему. Он как отец, который идет навстречу блудному сыну своему, чтобы утешить и одеть в лучшие одежды. Точно так же, если человек благо свое полагает во Господе и устремляет и сердце, и душу свою – то Господь выходит навстречу такому человеку и являет над ним милость Свою, являет Свою любовь, без меры изливая ее на человека, утешая и подкрепляя сердце его.

Господь – врач душ и телес наших. И мы, понимая, что сердце наше не может соответствовать той высокой цели, к которой мы должны стремиться, скорбим и плачем, и падаем к ногам Господа нашего Иисуса Христа, желая исцеление сердца нашего. Только Господь может исцелить сердце, дать нам силы на труд и терпение для того, чтобы изменить его в том направлении,  котором оно должно оно двигаться к цели, которую мы полагаем себе. И только благодаря помощи Божией и укреплению, человек находит для себя и утешение, и ту благодатную помощь, которая помогает ему не смущаться и не страшиться, как бы ни казался труд сей тяжел и велик.

Но это – крест каждого из нас. Каждый сам себе является, в том числе, своим крестом — сердце, которое имеет человек, все то, что человек должен нести и терпеть и не перекладывать на других людей. Свои немощи должны нести мы сами, а не другие должны помогать нам исправлять нас самих. Господь посылает нам других людей для того, чтобы мы исправились, научились терпению, научились смирению, перестали осуждать и видеть других людей в тех поступках, которые они совершают, чем раздражают и смущают нас. Но других мы должны видеть как посланников Божиих, как образ и подобие Божие. Себя же видеть иначе. И на этом пути исправления сердца своего как крест, который несет человек, идя за Христом, постигает он тайну, открывающуюся ему в этом мире: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, — говорит.

Тот, кто желает исправить сердце свое, с терпением несет крест послушания Богу, наведения порядка в душе своей – тот достигает этой величайшей радости и утешения, когда Господь являет ему Свою любовь и милость и исцеляет его от тайных недугов сердца его. С Богом человеку все возможно. Без Бога человек и в простых вещах начинает путаться, ибо теряет цель своей жизни.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, лишь одного – чтобы мы всегда помнили о том, что у нас один на все времена  Врач душ и телес наших – Господь и Бог наш Иисус Христос. Ни единое же слово, ни единая молитва, обращенная к Нему, не останется без ответа, без внимания и помощи. Господь же желает лишь одного: чтобы мы, смирившись, сделали шаг навстречу Ему.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд