Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 21-ю по Пятидесятнице 13.11.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице13.11.2016Лк., 38 зач., VIII, 26-39 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское повествование о том,…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
13.11.2016
Лк., 38 зач., VIII, 26-39

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское повествование о том, как Господь исцелил бесноватого человека в стране Гадаринской. Когда Он вместе с учениками прибыл к берегу страны сей, встретил Его муж, о котором сказано в Евангелии, что он «гони́мь бывáше бѣ́сомъ сквозѣ́ пусты́ни». Не могли его связать ни веревками, ни «ýзы [желѣ́зны] и пýты», ибо все он разбивал, освобождался от пут этих и ходил, не одеваясь ни в какие одежды, вопия и наводя ужас на окрестные города. Ибо туда, где жил человек сей, не многие дерзали приблизиться или пройти. Видимо, страх и трепет и ужас вселились и в сердца апостольские, когда они вдруг увидели этого человека, совершенно раздетого, в ранах, избитого, вопиющего, идущего ко Христу. Человек сей, страждущий от духов нечистых, припадает к ногам Иисусовым, и Господь дарует ему освобождение от этого страшного рабства, в котором пребывали и душа, и тело человека сего.

Сегодняшнее Евангельское чтение вновь напоминает нам и показывает, каково же человеку жить, если он волей своей подчиняется духам злобы поднебесной. Какое страшное мучение! В какое тяжелейшее рабство впадает человек не только своей душой, но и телом! Сколько страждет сам, сколько страждут от него и люди окрест его!

Тяжелейшее испытание проходит такая душа в страдании, и никто не может человеку помочь. Мы видим, что многие желали по-человечески помочь этому страждущему человеку: думали, что можно связать его, можно подчинить, можно заставить. Но все это были лишь человеческие рассуждения, ибо люди не понимали причины того состояния, в котором пребывает человек сей. А причина была гораздо глубже – причина была духовная, ибо бесы поселились в его душе и подчинили сполна его себе: его волю, чувства, ум. Ибо он не мог рассуждать и принимать правильных решений, но подчинялся всецело действию духов злобы поднебесной.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам и говорит о том, что вокруг нас существует особый мир – духовный. И для человека очень важно, с кем он имеет взаимодействие в этом мире, кому он подчиняет себя: либо он слышит ангельские гласы, которые ведут по жизни, и он пытается выстроить и свою жизнь, и жизнь вокруг себя, подчиняясь этим добрым указаниям ангела-хранителя своего, либо человек бывает ведом духом злобы поднебесной, когда бесы ведут человека по жизни. И думать о том, что человек делает что-то доброе, хорошее под видом этого водительства бесовского, не приходится. Ибо все равно враг рода человеческого под видом доброделания доведет человека до уныния, печали и скорби. То есть доведет до такого состояния, когда разрушается душа, а следом за ней и тело человеческое.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, что человек есть некий дом, в котором порой живет дух злобный, вселяясь в человека. Как это происходит? Как вдруг человек, не желая того, обретает в себе этого хозяина, который начинает подчинять его своей воле и заставлять его совершать те поступки, которые он, может быть, и не желал бы совершить? Об этом даже сам апостол Павел говорит: чего не хочу, то делаю, а чего хочу, того не делаю. Такова духовная борьба, которую ведет человек в жизни сей.

Подчиняется человек действию этих духов тогда, когда совершает грех. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о том, чтобы мы не думали, что есть большие грехи и есть малые, есть то, что можно совершить, есть то, в чем можно уступить. Но он, обращаясь к нам, говорит, что всякий, совершающий грех, имеет беса в себе. Совершая внешним образом грех, человек уже прелюбодействовал с этим духом злобы поднебесной в сердце своем. Дух уже вошел в сердце и живет там — и ждет того удобного времени, когда можно будет заставить человека совершить грех уже действием. Всякий человек, совершающий грех, уже одержим духом злобы поднебесной.

Это тяжелейшее состояние для человека. В этом состоянии человек мятется, как бы движется через пустыню, никого не обретая вокруг себя, никого не видя. Жаждет душа его, и не может утешиться, не может насытиться. Таково состояние этой тяжелейшей одержимости души духом злобы поднебесной. И близко здесь уже для человека и уныние, и печаль от той духовной ситуации, в которой он оказывается, не видит он для себя никакого выхода.

Во всех тех, кто стремится выполнять волю похоти своей, жить по движению своего сердца нечистого, в них присутствует дух злобы поднебесной, становящийся хозяином самого человека. Но сегодняшнее Евангельское чтение для всех, кто находится в таком тяжелейшем состоянии – одержимости духами злобы поднебесной — дарует надежду на исцеление. Только Господь может словом Своим освободить человека от этого страшнейшего и тяжелейшего для него рабства. Господь, войдя в жизнь человека, приносит туда свет, приносит то состояние, которого так жаждет и желает душа человека. Как этот человек бесновавшийся даже не понимал, в каком состоянии он находится, даже, наверно, и желать не мог того, чтобы исцелиться, даже помыслить не мог о том, что он когда-то может стать другим. Таково было его духовное и телесное состояние одержимости. Но Господь исцелил — даровал ему милость Свою. И мы видим у ног Христа этого человека, только что изрыгавшего всякого рода проклятия, бесновавшегося, но теперь уже «оболчéна и смы́сляща», разговаривающего со Христом и, более того, просящего у Христа быть вместе с Его учениками. Но Господь дает ему иное послушание: «возврати́ся въ дóмъ твóй и повѣ́дай, ели́ка ти́ сотвори́ Бóгъ».

И нам с вами так же Господь напоминает о том, как мы должны искать исцеления своей души грехолюбивой.  Где найти освобождение от одержимости? Мы думаем, что одержимость бывает только в тяжелейших проявлениях, когда человек не владеет ни душой, ни чувствами своими, ни телом своим, но, на самом деле, существует более тонкая одержимость, когда человек душой и сердцем своим предан этим своим владыкам бесовским, которых бывает порой «несть числа». Внешним образом он пытается себя показывать добрым и хорошим по отношению к другим людям, но это лишь личина той мерзости, которую несет в себе человек. Об этом Господь предупреждал и говорил, обращаясь к фарисеям: вы подобны гробам, которые внешне красивы, так как о них заботятся, их красят, но внутри они полны костей и всякого смрада. Господь, обращаясь сегодня к нам через Евангельское чтение, говорит: хотите исцелиться, желаете исцеления от своей болезни духовной – идите ко Мне, и Я вас исцелю.

Но этот путь порой бывает для человека совсем не простым. Как почувствовать Господа? Как сказать Ему о состоянии души своей, когда порой и слов-то найти нельзя, так как теряются они по пути в душе нашей? Как поведать Ему о тех скорбях, немощах и болезнях, которыми одержима душа наша? Не умеет человек говорить с Богом. Не находит он таких слов в самом себе. Не знает самого себя.

И здесь нам бывает помощь в виде тех слов, которые излились из святых сердец. Святые говорили с Богом. И нам оставили в назидание и помощь свои писания. И, в первую очередь, Святую Псалтирь. Тот, кто читает Псалтирь постоянно, тот понимает, что слова, сказанные в ней, точно так же близки его сердцу, и точно так же переживает он свои состояния, как и некогда переживали далекие от него в веках люди. Его сердцу понятно все, что сказано и о чем говорится в Псалтири. Посему, если желаем приближения к Богу, желаем исцеления от тайных недугов души своей, мы должны внести в самих себя этот молитвенный строй, который некогда был на сердцах святых людей, когда они остро переживали это состояние и чувствовали присутствие духа злобы поднебесной.

Через Псалтирь, через молитвенное правило, которое мы совершаем, мы касаемся тех слов, которые излились из святых сердец, тех переживаний, которые были на них. И, понуждая себя, невольно становимся причастниками тех благодатных переживаний, которые были у святых людей, оставивших нам свои слова для того, чтобы и мы могли восходить от этого безблагодатного состояния одержимости и следования духам злобы поднебесной. Чтобы мы могли идти по пути, о котором нам возвещает Господь, чтобы не отступать от Него, чтобы не слушать того владыки и хозяина, который обретается в сердце нашем. Освободиться от него, изгнать его, сделать дом свой чистым, чтобы благодать Духа Святого вошла и наполнила храмину нашу благоуханием.

Посему мне хотелось  бы напомнить, прежде всего — самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали, в каком мире мы живем и кто мы есть на самом деле. Ибо по-человечески рассуждать легко, но мир духовный, который расстилается перед нашим взором – это особая духовная сила, с которой человек вступает в контакт. И от того, с какими духами душа наша беседует – от этого очень многое зависит в нашей жизни.

И мне хотелось бы еще раз пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас той особой рассудительности в нашей жизни, осторожности, которая позволяет избегать тех прилогов вражиих, которые враг стремится положить на сердце наше, дабы вновь и вновь сделать нас своими пленниками, заставляя нас совершать волю свою, которая и человека приводит в печаль и смущение, и другим людям не дает от нас покоя. Хотелось бы пожелать, чтобы наша особое послушание – чтение Священного Писания, особенно Псалтири, и тех небольших молитв утренних и вечерних – неупустительно и внимательно – стали и для нас тем благодатным исцелением, которое освобождает нашу душу из плена и дает ей возможность вздохнуть и идти по жизни, совершать свои поступки уже не под вражиим водительством, но под действием сил иных и под водительством ангела-хранителя своего.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд