Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 19-ю по Пятидесятнице 30.10.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице30.10.2016Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в воскресном Евангельском чтении мы слышали слова Господа, обращенные и к…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
30.10.2016
Лк., 35 зач., VIII, 5-15.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в воскресном Евангельском чтении мы слышали слова Господа, обращенные и к ученикам, и к нашему сердцу: вам дано слышати и познавати те откровения Божии, которые прочие слышат и разумеют лишь только в притчах. Господь говорит: вам дано разуметь тайны Царствия Божия. И о каких тайнах Царствия Божия, которые мы должны знать, понимать, хранить в сердце своем,  нам с вами ныне возвещает Господь? Господь сегодня показывает перед нашим духовным взором то, как должна строиться духовная жизнь.

Мы должны уяснить из сегодняшнего Евангельского чтения о том, что духовная жизнь человека – это, прежде всего, соработничество человека с Богом. Господь говорит о Себе, что он есть сеятель здесь на Земле, который сеет в сердцах людей слово Свое. По-разному принимают люди в сердце своем то, слово, которое полагает им Господь. И причина не в том, что бывает неплодоносна душа и сердце человеческие, не в том, что Господь сеет не там, где должно, а в том, что человек не трудится над душой своей и не уготовляет ее. И такое состояние души, заброшенной человеком, не позволяет принимать это божественное семя в сердце человеческом и давать тот плод, который радует и самого человека, и других людей. Человек становится не плодоносным.

Образы состояния «плодоносия» души человеческой нам с вами Господь дает в примерах. Душа бывает подобна утоптанной дороге, где семя не имеет возможности даже пустить корни. Птицы прилетают и склевывают эти семена, и нет даже начала духовной жизни в такой душе.

Бывает, что принимает человек слово с радостью, пускает начало духовная жизнь в себе, но кореня не имеет, ибо немного земли плодоносной на сердце и в душе человеческой, и быстро засыхает эта устремленность человека к духовной жизни, увлекается он какими-то другими своими страстями и желаниями. Причиной является то, что мало плодоносной земли, и камень не позволяет развиваться благодатному семени в душе человеческой. Ибо приходят времена, когда надо потрудиться, надо преодолевать себя, надо утруждать свое тело – а человек этого не желает. Он желает оставаться при том своем душевном устроении, которое, как ему кажется, ближе и понятнее.

Подобным образом неплодоносной бывает и душа, которая засеяна всякого рода тернием. Как Господь указывает, тернии – это страсти человеческие, всякого рода желания: богатства, славы, который увлекают человека. И хоть и много трудится человек над самим собой, но не для того он трудится – не для того уготовляет он душу свою, чтобы она стала плодоносной перед Богом.

И лишь там, где уготовано сердце человеческое к принятию слова Божия, там произрастает плод духовной жизни, который радует в полноте этой духовной жизни как самого человека, так и окружающих его людей.

Как обращает внимание и святитель Феофан Затворник, и святитель Игнатий Брянчанинов, у человека есть несколько уровней жизни. Прежде всего, это уровень плотской, затем – душевный и духовный уровни. Они нам говорят, что в человеке есть строй-порядок жизни страстный, пристрастный и бесстрастный. И в зависимости от того, в чем человек полагает свое благо, свое счастье и свои цели, туда устремляется весь строй-порядок его жизни. Если человек телесный и плотской, том он будет стремиться к удовлетворению тех радостей и сладостей, которые понятны и близки ему. Душевный человек будет искать того, что приносит утешение, сладость и радость падшему человеческому естеству: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие, самолюбие – к этому будет устремляться человек душевный. И только духовное устремление позволяет человеку пойти за Христом.

Плотской, телесный человек там, где вся душа его вытоптана желаниями и страстями, уподобляется в конечном таком состоянии, как мы знаем из истории, животному. Он не может удержать свои страсти. Они через край преизливаются в его жизни, и лишь только это понятно в его духовном кругозоре, духовном горизонте. Другого он видеть не может. Душевный человек устремляется к тому, что мы сейчас понимаем под теми словами, который развиваются в этом мире: гуманизм, человеколюбие и прочие понятия, которые сейчас входят в наш мир, когда всякого рода страсти, устремления человека становятся чуть ли не святыми: человек имеет право устраивать свою жизнь по тому, как он желает и как ему кажется должно жить. Это то, что именовалось Федором Михайловичем Достоевским «человекобожием» — когда весь мир стремится вместо Христа идти за этим падшим человеческим естеством, когда это падшее человеческое естество становится для человека богом, когда все в нем он желает освятить и другого ничего не желает. Здесь ему все понятно, близко и ясно.

Святитель Феофан говорит о том, что первые состояния жизни человеческой – плотской, телесный, и душевный – понятны человеку, осязательны. Человек видит те блага, сладости и радости, к которым влечет его. А то, что не видимо, не познаваемо, сокровенно и прикровенно, становится для такого человека трудным. Ибо то, что видимо и осязаемо, то просто и понятно. А вот сделать хоть небольшой шаг в сторону Христа, пойти за ним – здесь уже сложнее. Многое не видимо, многое требует усилий, подвига для преодоления самого себя. Требуется и утеснения для своей плоти, своего телесного состава. И не всегда такой человек бывает готов к этому подвигу.

Те, кто имеет опыт духовной жизни, нам подсказывают, что в таком состоянии человек должен понять для себя и поверить Самому Христу. Мы должны пойти за Христом. Мы должны те слова и тот путь, который нам полагает Господь, принять в сердце свое, поверить в том, что в этом есть наше благо. «Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложиться вам», — говорит нам с вами Господь. Как хотите, чтобы другие поступали с вами, точно так же поступайте по отношению к ним.

Многое нам говорит Господь. «По тому узнают, что вы Мои ученики – да любите друг друга». Потому что Единство жизни пребывает посреди вас. Мы должны почувствовать в этих словах и призыв Господа нашего Иисуса Христа, и то величайшее счастье и благо, которое сокрыто для души нашей на этом пути. Мы не знаем, чтобы кто-либо из тех, кто шел по этому пути, возвращался вспять. Ибо человеку достаточно хоть немножечко потрудиться над самим собой, как он на этом пути следования за Христом получает в сердце своем такие радостные и удивительные переживания, которые сохраняются у него потом на всю жизнь. И что бы ни происходило, как бы враг ни пытался его отвлечь, но если сердце помнит эти минуты, то человек никогда не предаст то, что он получил от Христа, ради той «чечевичной похлебки», которую предлагает ему этот земной мир.

Христос говорит: «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот». Человек на этом пути следования за Христом получает для себя особые ответы на те вопрошания сердечные, которые он имеет в сердце своем. Он трудится и над собой, преодолевая косное, падшее свое естество, уготовляя землю плодоносное, чтобы семя божественного слово взросло в душе и сердце его. Но есть и другая сторона жизни, о которой мы знаем по опыты своему, — как часто мы уподобляемся этому душевному-телесному человеку, как трудно отказаться, когда увлекают земные желания на путь иной. Святитель Феофан Затворник говорит, что в таких случаях надо постоянно напоминать себе об этих светлых минутах своей жизни, когда ты был со Христом, когда ты был водим Господом, когда переживал эти особые минуты радости присутствия Бога в твоей жизни, когда ты чувствовал Его рядом с собой, когда сердце наполнялось радостью, когда все отступало: и мир был ясен, и свет был в душе.

И если человек будет заставлять себя вновь и вновь возвращаться к этому опыту своей собственной жизни, то он будет вновь понуждать себя, душу свою следовать по пути за Христом. Она вновь будет для себя возвращаться к тому благу, которое получила она на этом пути духовной жизни. Вновь она будет возвращаться к тем ценностям, о которых нам возвещает Господь, а к не тому, что нам дает мир, желая насытить человека «свиными росзцами у корыта», как некогда блудный сын пытался утешить и насытить свое чрево.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы эти особые минуты в нашей литургической жизни, когда мы знаем, что и ныне Христос посреди нас, видит сердце каждого из нас, видит те воздыхания, немощи и скорби, которые несет каждый из нас, — чтобы эти минуты переживания присутствия Бога в нашей общей молитве никогда не терялись в нашей жизни. Помогали нам идти по тому пути, который нам полагает Господь, а не по тем сладостям и радостям, к которым влечет нас мир, желая погубить душу и увести на сторону далечу.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд