Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 18-ю по Пятидесятнице 23.10.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице23.10.2016Лк., 30 зач., VII, 11-16. Ин., 56 зач., XVII, 1-13. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня воскресное Евангелие повествует о том событии, которое…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
23.10.2016
Лк., 30 зач., VII, 11-16.
 Ин., 56 зач., XVII, 1-13.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня воскресное Евангелие повествует о том событии, которое произошло, когда Господь шел в селение Наин со своими учениками и множеством народа. Само название Наин переводится как «красивое». Место, по описаниям путешественников, очень красивое, расположенное на склоне Малого Ермона, с этого места открывается вид на горы Завулони. Господь идет среди этой прекрасной и удивительной природы и благоухания, которые окружают их. Впереди их взору открывается гора Фавор. Но в то время, когда они приближаются к этому красивому городу Наин, из врат его исходит похоронная процессия – несут умершего юношу, сына вдовицы, единственную ее надежду и упование по старости ея. Господь встречается с этой похоронной процессией, идущей из красивого города – и в этом есть образ того, как Господь встречается с нашим миром. Среди первозданной, Богом зданной красоты Господь встречается с миром падшего человека. Встречается с миром, где живет смерть, где все начинания человеческие, какие он ни совершал  в своей жизни, имеют своим пределом конец. Все разрушается, все требует от человека усилий, чтобы дела рук его могли продолжать жить. В этом мире, в который приходит Господь, действует та сила, которая разрушает самого человека и делает вокруг него пустыню. Господь приходит в этот мир, рождается в Вифлееме – но тут же царь Ирод избивает невинных младенцев. Жестокость, зависть, предательство действуют в этом мире. А, в общем, — этим миром в целом правит смерть. Все имеет своим завершающим итогом смерть.

И в этот мир, чуждый Ему, приходит Господь. Для чего Он оставляет Небо и приходит сюда на Землю? И мы слышим, как Господь нам говорит в своей первосвященнической молитве, о том, что Он приходит ради нас. Молит Отца Своего Небесного за тех, которых Отец Ему дает, чтобы они были едины, как Он говорит: как и Мы с Тобой, — обращаясь к Своему Небесному Отцу. Господь приходит на Землю, чтобы вновь принести на нее ту силу, утраченную в человеческих сердцах – принести сюда любовь. Вновь возгреть в сердцах людей это величайшее, таинственное состояние любви, которое делает человека богоподобным.

Путь по жизни земной Господа нашего Иисуса Христа был исполнен терния,  предательства. Господь терпел козни, заушения, крестные страдания от тех, которым Он благодетельствовал. Как и здесь – в городе Наин – Он являет пред лицем людей Свое божественное достоинство и Свое всемогущество. Он коснулся одра умершего юноши, несшие остановились, и Он произносит простые слова, обращенные к умершему: юноша, восстани, тебе глаголю. И вот эти слова, пронизывая толщи и бездны этого падшего человеческого мира, достигают крайних пределов. Ничто не может устоять перед силой этих, сказанных Господом, слов. Жизнь возвращается в умершего юношу, и он встает с одра. Господь передает его в утешение матери его.

Такова сила слов Господа нашего Иисуса Христа. Таково действие Его в этом мире в ответ на то, как люди открывают к Нему свои сердца. Он молится: не о всем мире молюсь, но о тех, которых Ты дал Мне. И вот для тех, которые хотят быть с Богом, есть только один признак, на который обращает Господь наше внимание в Евангелии: те, которые любят Меня – заповеди Мои соблюдут. Те, которые любят и желают быть со Мной, будут едины, не будут разделяться ни в самих себе, ни с другими близкими им людьми. Церковь должна быть едина. Не может быть разномыслий, не может быть каких-то человеческих представлений, которыми можно было бы оправдать разделение Церкви в Теле Христовом.

Господь вочеловечился здесь на Земле для того, чтобы Своим вочеловечением сделать возможным для Самого Себя принять на Себя казни, которые положены человеку по преступлении его. Господь всемогущий берет на Себя эти положенные человечку падшему наказания для того, чтобы в Самом Себе оправдать людей. И ответом человеческого сердца на эту любовь божественную должна быть любовь сердца человеческого.

Только привязанность к этому миру, к представлениям этого мира, к понятиям этого мира мешает человеку понять любовь Божию. Но тот, кто восходит на гору Господню, видит с этой высоты те холмы человеческих усилий, который ничто не значат, лишь только важны для того, кто поднимается на эти холмы: холмы учености, холмы всякого всезнайства человеческого, холмы каких-то творческих успехов, полетов, фантазий. Все это ничто для того, кто видит с горы Господней. Он выше этого. И этот путь нам с вами полагает Господь, чтобы мы поднялись над этими понятиями этого мира, которые сковывают и связывают, и привязывают нас. Не дают нам почувствовать любовь Божию. Привязанности, страхи за будущее, за завтрашний день не оставляют сердца людей. Печалуются они, пытаются что-то устроить, выстроить, как будто что-то можно сделать по-человечески, события какие-то предупредить своими человеческими усилиями – но, как показывает нам и история, все это – ничто. Ибо, там, где действует Господь, никакие человеческие ухищрения, никакие человеческие силы не могут устоять перед силой Божией, когда Господь действует в этом мире. И вот Господь возводит нас на эту гору Свою. Возводит через утешения, которые Он посылает каждому из нас, как Он послал утешение и милость сердцу матери умершего сына, чтобы, вновь утешившись, она в радости совершала свой жизненный путь.

Так и нас с вами Господь без меры утешает, чтобы не заботились, не смущались завтрашним днем, но сегодняшний день смогли прожить таким образом, чтобы и у самих на сердце было радостно, и вокруг других была радость и утешение от наших слов, поступков и дел.

Господь нас не оставляет, возводя на гору Свою. Господь посылает нам искушения, посылает какие-то трудности, преодолевая которые мы приумудряемся, становимся чуть-чуть духовно крепче, духовно мужественней. И именно эти преодоления – небольшие подвиги, как маленькие шаги, возводят нас на гору Господню. Помогая нам идти, Господь утешает, но и понуждает порой делать эти шаги восхождения нашего в духовной жизни.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили и не забывали среди всех каких-то жизненных обстоятельств, смущений, печалей, в которые мир желает уловить сердце человеческое, помнили о том, сколь много раз Господь нам помогал, сколь много раз Он нас утешал, и не оставлял никогда, и никогда нас не оставит. Ибо Господь сказал в первосвященнической молитве, которую мы сегодня слышали, что Он молится о тех, которые дал Ему Отец Его Небесный.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд