Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 17-ю по Пятидесятнице 16.10.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице16.10.2016Лк., 26 зач., VI, 31-36. Мф., 55 зач., XIII, 44-54. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами слышали слова Господа,…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
16.10.2016
Лк., 26 зач., VI, 31-36.
Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали слова Господа, обращенные к сердцу каждого из нас. Господь, Который посреди нас здесь, обращается к сердцу каждого из нас, чтобы мы уразумели и поняли, каков же должен быть наш путь здесь в земной жизни, чтобы обрести Царствие Небесное. И обращается Господь со словами: разумеете ли то, что Я сказал вам? Мы слышали, как апостолы отвечают Ему, что они поняли слова, которые сказал им Господь.

Подобно и у каждого из нас Господь спрашивает: внимательны ли мы в том, о чем Он нам говорит? И ждет от нас ответа. Не единожды мы уже слышали слова из Нагорной проповеди, которые сегодня сказаны вслух для сердца нашего: как хотите, чтобы с вами поступали другие люди, так и вы поступайте с ними. Если вы творите добро благотворящим вас, если даете взаймы и надеетесь приять равно от таких, то какая вам награда? — говорит Господь. Молитесь за обидящих вас. Если даете, то не устраиваете сердце свое так, что примите равное или большее. Дали – и забыли, — говорит нам Господь.

И мы на эти слова Господа нашего Иисуса Христа должны ответить нашей жизнью. Ибо Господь вновь и вновь спрашивает нас: разумеете ли, что Я вам сказал? И чтобы мы не смущались или могли сказать, что не понимаем, как должно поступать по тем словам, которые мы слышали сегодня из Нагорной проповеди, Сам Господь являет нам Своей жизнью, как должно поступать по словам сим.

Крест уже готов. Распинатели разоблачили уже Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Молотом прибивают ноги и руки Его ко кресту. Кровь льется. Народ же, желая усугубить страдания невинного Страдальца, старается задеть Его: если Ты Сын Божий – сойди со креста и уверуем в Тебя. И многажды слышит от людей, которым Он благотворил и делал благая, эти слова, которыми пытаются задеть Его сердце. И мы с вами в Евангелии читаем о том, что не просит Господь Себе терпения, не просит Господь наказания этим людям, которые так поступают с Ним. Но слышим только кроткие слова, обращенные Христом к Отцу Своему: Отче, прости им, не ведят бо, что творят.

Хотя и в этом неведении было много лукавого, много было низости по отношению к тому, Кто являл любовь Свою без меры, исцелял их, давал утешение сердцу их. Но Господь все принимает: не ведят бо, что творят. Так нам с вами Господь показывает, как исполняются эти слова из Нагорной проповеди о том, как мы должны жить и поступать по отношению к другим людям. Мы не должны зависеть в нашем отношении к другому человеку от того, как он относится к нам. Мы должны выстраивать свою жизнь не по внешним каким-то признакам внимания или антипатии другого человека. Мы должны выстраивать свою жизнь по отношению к другому человеку только так, как нам сказал Господь. Разумеете ли вы, что Я вам сказал? — говорит Господь, Который посреди нас здесь обращается к каждому сердцу. Если разумеете, то поступайте по тем словам, которые слышите от Меня.

Не просто уразуметь и сполна исполнить то, что мы слышали от Господа. Евангелие гораздо глубже, чем мы порой пытаемся понять, представить, особенно когда вырываем из контекста, тогда многое становится непонятным. Некогда сарацины, арабы, завоеватели, которые гнали христиан, приступили к христианскому философу Константину, в крещении – Кириллу, и стали его спрашивать: если вы веруете во Христа, то вы должны все исполнять, как Он вам говорит – вы должны молиться за невидящих и обидящих вас, вы должны благотворить обидящим вас, почему вы тогда изостряете оружие ваше, почему отстаиваете домы свои, убиваете нападающих на вас и не исполняете того, что сказал вам Господь? Христианских философ ответил: если есть закон и в нем даны две заповеди, то кто будет истинным исполнителем закона – тот, кто исполнит только одну заповедь или тот, кто исполнит обе? Сарацины по разумению своему сразу ответили: конечно, истинным исполнителем закона считается тот, кто исполнит обе заповеди, данные в законе, а не тот, кто исполнит только одну. На что Кирилл говорит: мы имеем заповедь о любви и о молитве за обидящих нас, но имеем и еще одну заповедь, о которой говорит Господь, – «нет выше той любви, как если кто душу свою полагает за други своя». То, что касается конкретно нас, обращенное к нам – и обиды, и какие-то неприятные стороны жизни, мы воспринимаем и несем с терпением. Мы знаем, как святитель Иоанн Златоуст, когда взяли разбойника, который хотел убить его и сознался в том, упрашивает начальника, что разбойника отпустили и не причинили ему зла. Святитель Василий Великий поцеловал как брата своего того разбойника, который вошел к нему, чтобы убить его. Эта сторона жизни духовной обращена конкретно к каждому из нас: как мы должны поступать. Но нам дана и другая заповедь: заботиться о ближних своих, проявлять свою любовь, не щадя живота своего, отстаивая братий своих, чтобы они не потерпели вреда и, в первую очередь – духовного вреда. Как говорит Кирилл сарацинам: мы отстаиваем и защищаем братий своих, чтобы они не были уведены вами в плен и не были вами смущены или совращены в бесчестие и не потерпели бы вреда не только телесного, но и вреда для души своей.

Но если мы будем внимательны в исполнении второй заповеди — «нет выше той любви, как если кто душу свою полагает за други своя» — то уразумеем, что не всегда требуется жертвовать своей жизнью, чтобы отстаивать и защищать интересы своего отечества, ближних своих, но часто требуется жертвовать своими интересами, то есть совершать подвиг защиты другого человека, переступая самих себя. То есть не только внешним образом мы должны совершать подвиги, но, в первую очередь, мы должны совершать подвиг служения другому человеку, преодолевая в этом подвиге самих себя: свои какие-то представления, привязанности, свои человеческие измышления – мы все это должны распять. И должны найти возможность в себе выйти навстречу другому человеку, чтобы послужить ему, чтобы своими словами, своими какими-то знаками мы не смутили сердце и душу другого человека, чтобы мы действительно позаботились о душе его, чтобы нашими поступками не смутился другой человек. И так исполним и вторую заповедь: «нет выше той любви, как если кто душу свою полагает за други своя», чтобы эту христианскую сторону жизни увидели в нас другие люди.

А преодоление того, что не соответствует этой высоте нашей христианской жизни, должно быть сокровенным подвигом, который мы совершаем в самих себе. Это наш труд пред Богом — преодоление самих себя. Это не должно касаться других людей. По отношению же к другим мы должны быть христианами, как того желает от нас Господь. А не наоборот: ждать от других внимания, ждать от других какой-то помощи, требовать порой эту помощь. Но не об этом нам с вами говорит сегодня Господь. Он говорит только о том, как мы должны жить в этом мире, как мы должны исполнять заповеди, которые Он нам полагает.

И Господь говорит, что на этом пути человек обретает нечто большее, чем то, что он надеялся бы получить своими какими-то усилиями, устремлениями, своими человеческими размышлениями о деле том или ином: человек получает ту радость, которая приходит на сердце к нему. И эта радость преодоления самого себя ради Царствия Божия, ради заповедей Божиих, приносит, как мы слышали сегодня в Евангелии, благодать на сердце человеческое. Там же, где восходит это благодатное состояние на сердце, все то, что казалось трудным и невозможным – все исчезает, все остается далеко от сердца человеческого, и только одна радость наполняет сердце. Как говорит Господь: «женá егдá раждáетъ, скóрбь и́мать, я́ко прiи́де гóдъ ея́: егдá же роди́тъ отрочá, ктомý не пóмнитъ скóрби за рáдость, я́ко роди́ся человѣ́къ въ мíръ».

Мы в своей духовной жизни, исполняя заповеди Божии, должны помнить, прежде всего, о том, что Господь желает от нас, чтобы мы не утеряли свой строй-порядок духовной жизни. Были свободными в своих поступках и делах по отношению к другим людям, не были связанными какими-то нашими человеческими понятиями, привязанностями и представлениями, были свободными для того, чтобы исполнять волю Божию.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд