Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 16-ю по Пятидесятнице (20.09.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице20.09.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы в Евангельском чтении слышали о том, как некий господин, «отходя на страну далече», оставляет…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
20.09.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы в Евангельском чтении слышали о том, как некий господин, «отходя на страну далече», оставляет своим рабам, против силы каждого из них, кому пять талант, кому – два, кому – один. Каждый из них определяет сам для себя, как воспользоваться тем, что оставил ему господин. Имеющий пять талант, идет и совершает труды, приобретая ими ещё пять талант. Точно так же поступает и имеющий два таланта. Он приобретает другие два таланта через труд свой, через, может быть, некий определенный риск, на который он идёт со страхом. Ибо, когда человек трудится, торгует, ему приходится преодолевать определённые трудности, связанные с тем, что он порой не знает, как ему правильно поступить в тот или иной момент, но он принимает решение и начинает действовать, хотя может быть и смущается сердце его, и не всё ещё ему понятно, каков будет результат. Тот же, который имел один талант, идёт и скрывает его в земле, сохраняет до того времени, когда вернется господин – хозяин талантов сих.

Приходит господин, и каждый из них приносит результаты своих трудов. Получивший пять талант приносит ещё пять талант и слышит радостные для себя слова господина: вниди в радость господина твоего, ибо в малом был верен, на многими тя поставлю. Точно такие же утешительные слова слышит и тот, который потрудился над своими двумя талантами и получает награду от господина своего. Тот же, который имел один талант, возвращает господину то, что от него получил – в целости, сохранности и не поврежденности от того, что было ему дано. Но мы слышим суд, который выносит над ним господин: возьмите раба сего и вверзите во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.

Видя участь и судьбу сего раба, стоит задуматься, о чем же Господь хотел сказать и нам с вами. Внешне раб всё исполнил: ничем не повредил господину своему, не принес ему некоего недостатка в его делах. Все, что он получил от него, он сохранил, скрыл и вернул в целости и сохранности. Не так, как те рабы, о которых мы точно так же слышали из Евангелия, когда Господь говорил о домоуправителе, который расточает имение хозяина с пьяницами, любодейцами. «Но придет господи его и протешит его», то есть получит он наказание, достойное соделанным им делам. Точно так же мы слышали притчу о блудном сыне, который взял от имения отца своего и уходит на сторону далече, расточает то, что он получил от отца, с блудницами, винопийцами. Начинает гладствовать и лишь опомнившись, возвращается в отечество ко отцу своему.

Здесь, что происходило с рабами и с тем наказанием, которое они потерпели, нам с вами всё понятно. Один приносил убыток господину своему, вел себя недостойно, другой же, сын юнейший, при жизни уничижает отца своего: дай мне от имения своего. Сын как бы свидетельствует о том, что отец для него мертв, он желает получить часть наследства своего с тем, чтобы пожить так, как ему хочется, а не по послушанию отцу своему. Здесь мы видим и начало, и результат того, как страсти, пороки приводят в такое состояние, когда лишь только страх наказания может исправить человека. Когда он выстраивает свою жизнь таким образом, что лишь только внешнее воздействие на него способно менять его поступки и направления его жизни.

Посему и в сегодняшнем Евангельском чтении Господь напоминает нам с вами о том, что главное – не то, что происходит снаружи, не то, что порой страх определяет ваши поступки, которые совершаете в этом мире. Может быть, вы становитесь благопослушными внешне, благоустроенными, но причиной этого является внешнее воздействие: либо страх наказания от тех, кому подчиняется человек в своей земной жизни, либо страх наказания от Бога. Человек пытается выстроить свою жизнь, но только под внешним воздействием. Господь же говорит нам, обращаясь через образ раба, участь которого он определил как «тьму кромешную, где скрежет зубов и плач», о том, что важным и значимым для человека является его добровольное делание, его свобода, его способность действовать не под внешними воздействиями, но под внутренним устремлением, желанием что-либо совершать. Господь нам с вами говорит: будьте совершенны, яко совершен Отец ваш Небесный. Что может быть более того, что нам с вами дает Господь? Вы есть образ и подобие Божие. Господь нам с вами открывает величайшие тайны в Священном Писании, которые должны побуждать нашу свободу к деланию, следованию за Христом. Господь ждет от нас того, что мы, взяв крест свой, свободно пойдем за Ним – не понуждаемые какими-то внешними обстоятельствами, которые делают нас несвободными. Господь любит доброхотных делателей. И сим образом раба напоминает и нам с вами о том, что главным для нас является не внешняя благоустроенность, которой мы можем придавать большое значение и успокаивать самих себя в этой внешней стороне жизни. Но внешнее должно рождаться из внутреннего делания, которое должен совершать человек. Мы никогда не должны забывать о состоянии своего собственного сердца, из которого рождается уже наша внешняя сторона жизни. Господь указывает на ту немощь, которая была в душе у раба сего: рабе ленивый и лукавый, — определяет Господь. Ленивый делать не хочет, а лукавство оправдывает то, почему он не хочет делать того или иного. Лень заставляет человека избегать тех или иных трудностей, которые могут возникать у него на пути. Человек ленивый, не желающий чего-либо делать, будет делать ровно столько, сколько ему положено за страх. Он будет говорить: мне же за это не платят. Ровно столько, сколько мне заплатили, столько я и сделаю. Более он не способен в своем сердце устремляться и совершать дела, которые должны были бы приносить ему прибыток для души и сердца. Нет того великодушия, нет той широты сердечной, которой ждет от нас Господь. Нет той цели, величайшей, ради которой и возникает внутреннее побуждение у человека что-либо делать. Нет устремленности к Царствию Небесному.

Господь говорит: если вы в этот день текущий будет делать всё ради Царствия Небесного, соразмерять свои поступки и дела с тем, как Я вам сказал, то всё, что вам необходимо и сегодня, и завтра, приложится вам. Да не смущается сердце ваше – веруйте в Бога и в Мя веруйте, — говорит нам Господь. Почто же смущаются сердца человеческие, почто же не делают того, что они должны совершить пред Лицем Божиим? И Господь говорит: лукавство и лень поселяются в сердцах людей. И не дают им, с одной стороны, увидеть те высокие цели, к которым призывает Господь. Удобно жить так, как живется, и не понуждать себя к целям иным, к которым должен устремляться человек как образ и подобие Божие.

Внешне можно всё легко устроить в своей жизни. Человеку очень легко казаться тем, чем ему хочется. Но Господь через эту притчу нам говорит, что человек никогда не сможет обмануть Бога. Господь видит сердце. Видит, что ты не хотел, ты не стремился и не сделал того, что должен был сделать. Так может быть, что ты никого и не обидел, но и доброго ты не сделал никому. Не было внутренней целеустремленности сердца твоего, и ты так и остался бесплодным в делах и трудах твоих. Господь говорит: прежде уклонитесь от зла и сотворите благо. Уклоняется человек внешним образом от зла и успокаивает себя на этом пути. Но ведь нужно идти дальше: нужно приобретать добродетели в своей жизни – это величайший труд, величайший риск для человека, когда он, может быть, наперекор своим человеческим понятиям, своей человеческой правде должен выйти навстречу другому человеку, испросить прощения, поклониться другому человеку.

Как на меня посмотрят? Что обо мне подумают? Может быть, лучше сделать это в другой раз? – успокаивает лукавый сердце человеческое. И успокаивается человек в ничегонеделании, и теряет человек эту величайшую цель в духовной жизни – приобретение добродетелей. Без этого жить невозможно. Без этого жизнь становится подобной этому рабу, который сокрыл талант в земле, хранит его благоисправно, исполняет те послушания, которые даны ему от господина, и спокойно пребывает в этом состоянии сердца своего. Мы видим, что лукавство даже дает человеку дерзость, ибо он не чувствует в совести своей никаких обличений. Он дерзостно говорит пред господином своим. Таково устроение сердца лукавого и ленивого, — обличает Господь через этого раба, — и устроения наших сердец, если в них укрепляются эти начала, которые делают человека бесплодным, не позволяют ему совершать дела добродетелей здесь на Земле, приобретать добродетельность в своих трудах, поступках и делах. Ради этого мы здесь на Земле — чтобы преодолеть зло, которое действует в этом мире, и выстроить свою жизнь наперекор тому, как предлагает нам этот мир поступать. Выстоять, выдержать эту борьбу, не сокрушиться под напором соблазнов, зла и искушений, которые мир поселяет в нашем сердце.

Но сохранить себя, устоять – этого ещё мало! Господь говорит о том, что мы должны уметь идти «в контрнаступление», а не отсиживаться только в осаде и смотреть, что происходит. Мы должны быть активны в окружающем мире. Мы несем свет в этот мир в сердцах своих. Мы не должны смущаться тем, что тьма пытается накрыть этот мир. Но если хоть небольшой свет свечи светит в окошко в каком-то маленьком домике в зимней степи, точеловек, который заблудился, которому грозит смерть на морозе степном, увидев это маленькое мерцание свечи в окошечке, получит для себя возможность найти путь и вернуться к жизни, найти тепло и утешение. Посему не должен человек смущаться великими или малыми делами, которые ему предстоят. Мы должны делать то, что нам положил Господь – каждому против силы его. Пусть это будет небольшой труд, небольшое постоянное ежедневное понуждение самого себя на делание, но этот свет и нам будет приносить радость величайшую и утешение, и многим поможет. В этом мире, в котором действует тьма, такой огонек позволит выбрать правильный путь в жизни и вернуться к Богу и полноте жизни, оставив ту лень, лукавство, которые были на сердце. Человек найдет цель в своей жизни и к ней устремится.

Посему мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы были внимательны к своему собственному сердцу, к своей духовной жизни, и понимали, что цель нашей жизни – искание Царствия Божия, делание здесь на Земле добродетелей, чтобы они привились к сердцу нашему. А не искание только внешней благочинности и благоустроенности, которая может быть порой большим препятствием в духовной жизни для человека. Прежде всего: не забывать о сердце своем, о тех послушаниях, которые нам определяет и назначает Господь здесь в земной жизни.

Богу же нашему слава во веки веков. Аминь!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд