Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 16-ю по Пятидесятнице 09.10.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице09.10.2016Лк., 17 зач., V, 1-11Ин., 61 зач., XIX, 25-27; XXI, 24-25 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в Евангельском воскресном чтении есть…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
09.10.2016
Лк., 17 зач., V, 1-11
Ин., 61 зач., XIX, 25-27; XXI, 24-25

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Евангельском воскресном чтении есть слова, обращенные Господом ко апостолу Петру: ты будешь ловить человеков. Слова эти обращены к человеку неученому, к человеку, который никогда не жил в больших столичных городах, где совершаются всякого рода исторические события и состязаются люди в познаниях. Далек он был от этих, как мы сейчас говорим «центров мировой цивилизации», — в тот момент от Рима. И жил он в селении, которое было в далекой-далекой периферии этой Римской империи. И представить, что он может выполнить повеленное ему от Господа, было весьма трудно, как если бы человек, пришедший к людям немощным, больным, покалеченным, сказал бы им о том, что они будут летчиками или космонавтами. И слова сии выглядели бы, может быть, даже некой насмешкой над их состоянием. Они могли смутиться. Но Господь прежде, чем сказаны были эти слова апостолу Петру, предваряет Свои слова чудесной ловитвой рыб, когда Он говорит апостолу Петру: отступи во глубину и забрось мрежи. Апостол говорит, что они трудились всю ночь и ничего не могли поймать – это не тот день, когда можно поймать рыбу, тем более, в такое неурочное время ловитвы – днем. Но по слову Господа он исполняет, и сам был потрясен произошедшим, ибо сеть наполнилась огромным количеством рыб, да так, что она даже стала рваться. Они позвали своих друзей, вытащили сеть и собрали рыбу в оба корабля, да так, что корабли стали погружаться от такого количества рыбы.

Господь предварил это будущее послушание, которое предстояло всем апостолам, и сугубо – апостолу Петру, Свои слова о грядущем — таким чудесным явлением благодати Божией, силы Божией, всемогущества Божия, напоминая и нам с вами о том, что всякое дело, которое Господь нам полагает в нашей земной жизни, всегда предваряется благодатью Божией – теми или иными удивительными событиями, когда Господь утешает наше сердце, когда полагает на сердце особое переживание, радость оттого, что Он близ каждого из нас. Потом приходят трудности, испытания, которые мы должны преодолевать, выстоять в них. Но мы всегда должны помнить, что Господь уже дал нам силу, Господь уже нас предупредил о том, что никогда Он от нас не отступит, если только мы сами не оставим Его. Мы выстоим, выдержим  все со Христом. Но если начинаем сомневаться, малодушничать, то начинаем терпеть бедствия и теряем тот прибыток в нашей жизни, который Господь желал бы дать каждому из нас.

А Господь стремится вести нас по жизни так, чтобы мы, ни много, ни мало, получили себе в наследие Царствие Небесное. И если каждого из нас спросить, хочешь ли ты Царствие Небесное, то, наверно, каждый ответит: конечно же хочу, желаю этого всем сердцем своим! Тогда нам Господь говорит: делай то-то и то-то. А сегодня мы слышали, как Господь говорит: научись терпению! Научись любить других людей! Вот путь, по которому ты должен пройти! Но порой эти слова, обращенные Господом к нашему сердцу, остаются не исполненными.

Святитель Феофан Затворник обращает внимание на эту особенность нашей духовной жизни. Он говорит: человек может желать что-то, видит этот предмет с разных сторон, видит его красоту, может говорить о нем, обсуждать этот предмет, устроить все так, чтобы получше его разглядеть и, может быть, какие-то наметить пути, чтобы приобрести желаемый предмет. Приводит пример лесопилки: есть лесопилка, разведены пары, она уже готова к работе, приготовлен лес, чтобы его пилить. Осталось дело только за малым: начать дело. Святитель Феофан говорит, что, казалось бы, все готово, чтобы трудиться и делать, возрастать в духовной жизни, но самое трудное – начать дело. Потому что здесь возникает огромное количество внешних обстоятельств, которые начинают нас отвлекать. И казалось бы, то желаемое, та святыня, которая была у нас на сердце – куда что девается… Появляются какие-то другие значимые и важные цели в нашей жизни, но теряется то, что говорит нам Господь. И дело сие откладывается до следующего раз: в следующий раз прочитаю молитву, в следующий раз приду вовремя на богослужение, в следующий раз сделаю то-то и то-то – все откладывается до следующего раза. И это та уловка, на которую очень часто человек улавливается в своей земной жизни. Земное начинает идти впереди этого желания, стремления человека обрести величайшее сокровище в своей жизни – Царствие Небесное.

Святитель Феофан так же обращает внимание на то, отчего это происходит. Происходит это оттого, что нет горения и ревности на сердце человеческом. Об этом же говорил преподобный Серафим: люди остаются теми же, но исчезает из их жизни решимость начать дело. Человек может все приготовить, но решимость сделать шаг навстречу Богу все время откладывается и откладывается. А стоит человеку сделать этот шаг, как иная жизнь открывается у него. Иной строй-порядок начинает выстраиваться в жизни человека, иные сердечные радости, утешения и переживания приходят на сердце к нему – ранее совершенно не ведомые ему. И те радости и утешения, которые он полагал раньше на сердце свое, уходят и остаются забытыми для того, кто вкусил от сладости, которую дает Господь человеку.

Господь и нам всем с вами, желающим обрести для себя величайшее сокровище – Царствие Небесное, счастье быть с Богом в этой удивительной, таинственной и всерадостной жизни со Христом, говорит, что прежде всего мы должны научиться терпению, научиться тому началу нашей жизни, с которого начинается все, начинается любовь, которая сопровождает нас и по жизни сей, и вводит в Царствие Небесное. Господь говорит: «терпением вашим спасайте души ваши».

Надо учиться быть терпеливым, стоять среди всех искушений, которые нам посылает Господь. Человек, который близ каждого из нас, он никогда не бывает виновен по отношению к нам в тех или иных поступках. Мы должны всегда понимать, что Господь посылает нам все к терпению, чтобы мы научились не раздражаться, не обижаться, научились тому фундаменту нашей духовной жизни, на котором только и можно что-то построить — научились смирению. Смирением определяется вся наша духовная жизнь. И невозможно говорить о любви, о величайшем терпении, если нет смирения. Смирение, прежде всего – пред Богом, и, как послушание Богу, – перед всем миром.

Господь ждет от нас этого первого шага в нашей духовной жизни, чтобы мы действительно показали Ему свое желание, свою решимость, свое стремление войти в Царствие Небесное. Господь нас не оставит. Господь будет сопровождать нас на этом пути, и благодать Божия никогда не отступит от того сердца, которое имеет решительность и решимость быть со Христом, не предавать Его своей жизнью и своими поступками.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего — самому себе, и каждому из нас, чтобы мы возгревали в сердцах решимость и решительность идти за Христом, подобно тому, как апостол Петр исполнил послушание, назначенное ему Христом: иди, вверзи мрежи, хотя ты искусный человек в этом деле и понимаешь, что ничего по-человечески уже быть не может. Но, забыв свое человеческое – то, что он специалист в этом деле, забыв перед Богом, он идет и исполняет, и получает гораздо большее, что превышает его человеческую рассудительность и человеческие понятия – он получает для сердца своего особое откровение присутствия Божия рядом с ним, которое наполняет его сердце страхом и трепетом: Господи, выйди от меня, ибо я человек грешен есть. Величайшее смирение приходит на сердце человеческое, когда оно чувствует присутствие Божие.

Сего хотелось более всего пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас – чтобы возгревали решимость и желание идти за Христом, постигали духовную науку, не откладывая этого на какие-то последующие времена, но начинали исполнять то, что слышали в Евангелии. Как там написано, так должно быть и исполнено!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд