Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю 15-ю по Пятидесятнице (13.09.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице13.09.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали, как ко Христу приступает некий фарисей, искушая Его.…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
13.09.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали, как ко Христу приступает некий фарисей, искушая Его. «Кая большая заповедь в Законе?» — обращается он ко Спасителю, понимая, что для того, чтобы разбираться в Законе, требуется много человеческих знаний, которые приобретали фарисеи и книжники, разбирая буквы Закона по человеческим суждениям и размышлениям, определяя что больше, что есть меньше. И за всякий ответ, который бы они ни услышали, они были готовы уличить Спасителя в том, что Он не так думает, не так представляет, не так размышляет о Законе, как это делают книжники и фарисеи. И фарисей слышит ответ, который приводит его, с одной стороны, и в замешательство, потому что он не знает и не может на эти слова Спасителю ничего ответить. Но и для себя слышит нечто такое, что может стать для него величайшей школой духовной, которая превозмогает эти человеческие размышления и построения.

Господь отвечает ему, что большая заповедь – «возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею, всею мыслею твоею, всею крепостию твоею…И есть подобная ей заповедь – возлюбиши ближнего своего яко сам себе».

Сразу много вопросов рождается в сердце человеческом для того, чтобы до конца понять и осознать эти, казалось бы, простые слова, обращенные к сердцу человека. Как некий океан разверзается перед человеческим взором! Господь приподнимает горизонт человеческой жизни до тех далей будничной жизни в этом человеческом измышлении, когда человек не способен видеть далеко. Но видит только то, что у него под ногами: видит свои собственные построения, свои собственные измышления, мнения. И в этом копается без меры и бесконечно, не находя до конца никаких решений и не имея возможности ни самому до конца понять и углубиться в тайны божественные. И между собой порой люди не имеют согласия, ибо у каждого есть свое мнение, свое человеческое представление. И поспорить здесь для человека бывает в сладость: показать самого себя, отличиться, уничижить и унизить другого человека – человек испытывает порой от этого и некую радость.

Господь приподнимает взор человека от земли, от его собственных понятий и представлений, мнений в те дали, в которые человек порой не способен даже взглянуть или молиться о том, чтобы увидеть эти дали, отверзающиеся пред его духовным взором.

Господь легко отвечает на это искушение фарисею, который думал о том, что он, как человек духовный, начитанный в Законе, сможет поймать, уличить Христа в незнании Священного Закона, Священного Писания.

Далее мы в Евангелии слышали, как Господь Сам вопрошает фарисеев, которые мнили о себе очень много, о том, чей есть сын Христос. Все отвечают, что Христос есть сын Давидов, как написано в псалме. Господь спрашивает тогда, как же тогда Давид нарицает Его: «речет Господь Господу моему…»? То есть посрамляет опять их человеческие суждения и понятия и показывает, сколь немощны они в этих понятиях и представлениях, ибо не могут ответить на тот вопрос, который они, как им казалось, разбирали уже многие годы, обучаясь в Законе и изучая Священное Писание.

Так нам Евангелие показывает: иное есть Божие, и иное – человеческое, ограниченное и немощное. Господь же все время ведет человека по иному пути – не по этим человеческим мнениям, когда сам человек бывает не способен разобраться в самом себе и в глубине тех понятий, которые он постигает через изучение Священного Писания. Но Господь полагает человеку тот путь, по которому он должен идти в его земной жизни. И этот путь уходит за горизонт человеческих понятий, мнений и представлений, хотя кажется всё очень просто: возлюбиши Господа Бога твоего. Что ещё требуется? Какие ещё требуются для человека слова? Они понятны. Но когда человек приступает от своего, как ему кажется, понимания этих слов к действиям, то тут всё становится непонятным. Потому что те или иные обстоятельства нашей жизни требуют от нас совершения поступков, произнесения слов, которые мы должны сказать другому человеку. И здесь, когда начинается эта будничная жизнь, которая, собственно, и составляет жизнь человека, человек забывает об этом духовном горизонте. Забывает об этих заповедях, которые должны быть постоянно напечатлены в сердце его: возлюбиши Господа твоего всем сердцем твоим, всею мыслею твоею… То есть и в мыслях, и в сердце должно быть напечатано и запечатано это. И чтобы человек ни делал, как бы он ни располагал в своих делах, он всегда должен соотноситься с этой заповедью Божией по любви к Богу.

Мне хотелось бы сегодня отметить одну из черт в духовной жизни, для нас очень важных, — о любви к Богу. Когда мы читаем в Ветхом Завете о том, как Господь дает послушание Ною построить ковчег, мы видим, что на нескольких страницах идет описание того, как должно это сделать. Всё подробно описывается. Ной исполняет послушание Божие, трудится многие и многие годы. После того, как он завершил построение, мы встречаем в Библии описание того, что же построил Ной. Точно так же все подробно описывается, как Господь давал послушание Ною. Ной точно исполнил то, что было ему поручено от Бога. Тщательно, точно, без изъяна совершил то, что нужно было сделать.

Вот эта особенность духовной жизни очень важна для человека: тщательность в поступках и делах. Не могут быть слова брошены мимоходом, потому что они могут причинить боль и скорбь другому человеку. Не может человек относиться к своему делу: не хочу делать. Если это Богом поручено, если это – его послушание, то человек должен делать это с радостью. Если же человек делает какое-то дело без радости, значит, благословения и благодати в этом деле уже нет. Оно обессмысливается как для самого человека, так и пред лицем Божиим. Если же человек делает дело как послушание, назначенное ему от Бога, то это дело должно быть тщательнейшим образом исполнено – без всякого изъяна и с радостью от послушания Богу. Тогда это принимается как жертва, которую человек приносит Богу. У человека, который находится в послушании, не может быть дел, которые ему не нравятся. Слова «не хочу» быть не может в жизни у человека, который несет послушание пред лицем Божиим, потому что все дает Господь. Все назначает и определяет человеку Господь: что он должен и как он должен делать. И чем более человек начинает разрушать свою жизнь своими «не хочу», «не нравится», «а мне бы хотелось, чтобы было ещё лучше, чем вчера», тем менее у него получается, а разрушается даже то малое, что человек имел вчера. И сегодня он уже ничего не имеет.

Это важная сторона духовной жизни, о которой мы должны заботиться: быть тщательными в своих делах, ибо мы дела свои совершаем пред лицем Божиим. Страх Божий должен быть на сердце. Не должно быть безответственного, безобразного отношения к делу: кое-как побежал, сделал, исполнил. И, естественно, из этого ничего хорошего не получается. Потом кому-то приходится исправлять за тобой твои ляпы, недочеты, твои ошибки. И получается, что таким своим устроением человек свои немощи перекладывает на других людей: они должны за него все исправлять, вытягивать. И порой обременение такое бывает столь тяжелым для людей, что радость уходит из их сердца и возникают всякого рода обиды по отношению к другому человеку: почему же он так поступает, почему он столь невнимателен и не ответственен в своих поступках, словах и делах.

Господь говорит нам и о любви к ближнему: мы должны любить ближнего как самого себя. Об этой любви к самому себе Господь нам с вами и напоминает. Что же это должна быть за любовь, которую мы должны простирать на нашего ближнего и как самих себя должны любить? Когда мы приходим на покаяние с искренним сердцем, то понимаем, что ничего доброго в себе не находим. Всё то, что мы видим, все наши поступки оставляют на нашей совести след смущения людей.

Но Господь опять же говорит нам о чем-то и совершенно для нас до конца не понятом и не осознанном. Он говорит: вы же – образ и подобие Божие, что же вы так живете? Во что вы себя превращаете? Вы свободны, зачем же делаете себя рабами греха? Будьте свободными, живите в радости, которую Я вам даю. Господь все нам дает. Господь ждет только одного: чтобы мы сами поняли и осознали, кто мы есть на самом деле – образ и подобие Божие. Соответственно, и поступки, и дела наши должны соответствовать этому нашему высокому званию. И к другому человеку мы должны относиться точно так же – это образ и подобие Божие. Ничего страшного, если даже человек совершает какие-то необдуманные поступки, если он совершает что-то, что кажется неверным и неправильным. Даже если он совершает какой-то грех и падает в прегрешении, то образ и подобие Божие в нем сохраняется. Как золото: в какой бы грязи оно ни оказывалось, можно его отмыть, и оно вновь будет блистать и будет радовать тех, кто отыскал это сокровище. Точно так же и мы должны своими усилиями, своей любовью к другому как бы возвышать его перед собой как образ и подобие Божие. И, видя такое отношение к себе, другой человек тоже может задуматься и понять, кто же он есть на самом деле. Увести человека от преданности греху, удалить из поля зрения греховные «котлы и мяса египетские», о которых некогда мечтали древние евреи в пустыне, точно так же мы призваны здесь, получая благословение Божие, принести и дать его другим людям, дать им возможность увидеть иное. Потому что без этого понимания, которое Господь нам вкладывает сегодня в уши и сердца наши, ничего не произойдет в нашей жизни: мы не осознаем, не поймем своё величие, своё высочайшее духовно-нравственное достоинство. Мы никогда не сможем покаяться так глубоко. Человек приходит, кается, но обрывает при этом только листики того древа, которое растет и расцветает буйным цветом перед другими людьми. Но корешок-то не вытащен. И вновь и вновь, сколь бы человек его не разрушал, сколько бы ни собирал тщательно листьев, которые опадают с дерева, но зацветает и процветает вновь оно. Дело в том, что корешок надо удалять, уничтожать надо основу, которая разрушает нашу жизнь. Но мы никогда не поймем и не увидим этого корешка, если не будем держать в своем уме той высочайшей цели, к которой нас зовет Господь. Никогда не поймем и не сможем ничего сказать, если не осознаем своё величайшее духовно-нравственное достоинство. И только тогда в нашем уме мы увидим ту глубину падения и разрушение, которые мы, на самом деле, приносим этому образу и подобию Божию. Как мы уничижаем эту высоту! И тогда человек сможет в покаянии увидеть одновременно и высоту человеческого достоинства, и всю низость его падения. И только тогда в сердце человеческом рождается это глубочайшее покаяние. Не обрывать и не собирать без конца листья с дерева, но уничтожать само греховное дерево, которое укоренилось в сердце и душе наших.

Не мелочи: как приходили некогда фарисеи и говорили, какая заповедь большая, какой грех больше или меньше, точно так же ичеловек начинает исследовать и позволять себе, но великое всегда в малом в духовной жизни. В этом малом всегда отражается великое. Человек не осознает порой своих поступков, и говоря слово необдуманное другому человеку, нанося обиду и смущение в сердце, он не представляет глубины той трагедии, которая может развернуться в ближайшее время и растянется на многие годы.

Мне хотелось бы пожелать сегодня, когда Господь обращается к нам, уводит наш духовный взор за горизонты, которые не доступны нашему человеческому зрению и пониманию, чтобы мы поняли и осознали, что мы есть образ и подобие Божие. Чтобы мы жили с осознанием этого своего величайшего духовно-нравственного достоинства. Чтобы не уничижали своими поступками и делами даннуе нам от Бога, как сокровище, свою свободу, не предавая себя в руки греха, в руки того, кто желал бы действовать через нас в этом мире. В своих делах, поступках, которые мы несем здесь, как послушание в нашей земной жизни, будем тщательны, внимательны и максимально исполним то, что зависит от нас, чтобы после нас никому не пришлось бы ничего исправлять и доделывать. А сами всегда должны быть готовы прийти на помощь другому человеку, чтобы проявить к нему свои любовь, поддержку и принести в его сердце утешение и ту радость, которую человек теряет, когда не имеет понимания возможности для себя совершить порученное дело, как должно, пред лицем Божиим.

Только в таком добром, тщательнейшем послушании перед Богом человек находит для себя и полноту жизни, и радость, и покаяние, которые открывает ему те глубины, которые не доступны для человека до тех пор, пока взор его скользит по поверхности.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Апрель 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
             

Благотворительный фонд

Фонд