Московская патриархия

Проповедь о. Андрея после Выноса Плащаницы 29.04.2016

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь после Выноса Плащаницы29.04.2016 Вот и прошли перед нами события страданий Господа нашего Иисуса Христа, когда нас ради человек и нашего ради спасения Бог Господь претерпел страшные муки, оплевания,…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь после Выноса Плащаницы
29.04.2016

Вот и прошли перед нами события страданий Господа нашего Иисуса Христа, когда нас ради человек и нашего ради спасения Бог Господь претерпел страшные муки, оплевания, заушения, животворящий Крест и вольный путь погребения. Мы видим это в силу греха, который царствует в сердцах людей. Видим, что ни перед чем не останавливается эта злоба, вражда, она укореняется в сердцах и восстает даже на самое дорогое – на Благодетеля, на Того кто некогда ещё оказывал благодеяния, являл любовь, исцелял больных, приносил облегчения. Но грех столь укоренился и стал так глубок в сердце человеческом, что когда приходится выбирать, человек выбирает порой не правду, не истину, не жизнь, не любовь, не милость, не сострадание – выбирает свои хотения, выбирает свои желания, выбирает то, что хочет и требует, чтобы это было исполнено. Так, люди видели и знали Христа, Который жил среди них, и никто не мог обличить Его во грехе, даже когда пытались это сделать. Никто не мог уловить Его в слове, хотя тоже пытались сделать это множество раз. Он жил под непрестанным вниманием людей, которые желали уловить, уличить, обличить, подчинить своей воле, своим представлениям о жизни, чтобы сделать из Него князя или царя, чтобы решить свои мирские, житейские задачи. Но Господь, как мы слышали во множестве Евангелий, уклонялся от таких человеческих желаний и хотений и уходил. Множество раз было так, что хотели побить Его камнями, и Он спрашивал: за что же вы хотите метать в Меня камни? за какое злодеяние? Сами же люди свидетельствовали, что не за злодеяния они хотели метать камни, а за то, что Он делает Себя Сыном Божиим. Они даже не замечали в своих суждениях, что сами же свидетельствуют о Христе.

Сполна исполнилась живущая в сердцах людей злоба греха, и вопль народа пред лицем Пилата «распни, распни Его» завершился: Пилат отдает Господа на пропятие, на тяжелейшие страдания в угоду человеческим желаниям, человеческому греху. Является в этом мире правосудие Божие: всякий грех – это преступление пред лицем Божиим, и всякий человек, преступивший заповеди Божии, подлежит смерти. Таково было определение Божия правосудия по отношению к тому, кто согрешил. Таково определение правосудия Божия и к тому, кто согрешал и согрешает доныне. Другого правила в духовной жизни нет. Правосудие сполна исполняется над каждым человеком. Но Господь не имел в Себе греха, не имел ни одного того начала, за которое могли бы его укорить, уловить. Как бы ни пытались люди, но ничего не обретали в Нем. Ибо Он был чист.

Понимая, что правосудие Божие неизбежно совершается над каждым из нас, в это мир приходит милосердие, приходит Тот, Кто стал посредником между Богом и нами. Чтобы этот грех, царствующий в сердцах людей, взять на Себя, понести и до конца испить эту страшнейшую чашу греха. Тяжело сие было. Мы знаем из Евангельских чтений, как Господь молился в Гефсиманском саду и просил «да мимо идет чаша сия». «Но не будет так, как Я желаю, а будет так, как желает Отец Мой Небесный», — такова любовь, таково милосердие, которое способно принять на себя немощи, скорби, горе, страдания всех тех, кто заражен этой злобой, грехом. «Боже, не ведают, что творят», — говорил Господь, когда люди пригвождали Его ко Кресту.

Действительно, не ведает, что творит, человек, поверженный в это состояние злобы. Но Господь для этого совершил дело нашего спасения и открывает глубочайшую тайну, которую каждый из нас носит в самом себе. Господь стал совершенным Человеком и сохранил Свое божественное достоинство: Он был Бог и Человек – Богочеловек. Приняв на Себя наше человеческое естество, Он освободил его от греха и воскресил нас с Собой, очистил греховное начало, и вновь явил образ и подобие Божие, которое мы носим в себе.

Сегодня у Святой Плащаницы мы вновь и вновь обращаемся ко Христу Спасителю, к Тому, кто явил здесь на Земле для нас величайшие добродетели, которых не обретаем мы в сердце своем: любовь, милость, милосердие, сострадание, кротость, незлобие и многое другое. О многом из этого перечня каждый мог бы сказать, что желал бы самому себе и окружающим нас людям. Но, к сожалению, это невозможно было бы без Христа. Со Христом невозможное становится возможным. И человек может преодолеть начало греха в самом себе со Христом.

У Святой Плащаницы мы вновь понимаем, что такое сила греха, живущая и господствующая в нашем сердце. Сколь это страшно и разрушительно и для человека, и для окружающего его мира! Грех не останавливается ни перед чем. Человек, вовлеченный в эту греховную страсть, которая его подчиняет, способен поднять руку на Самого Бога. Пойти против Бога – такова свобода, которая дана человеку. Человек может желать даже противного самому себе.

В прошедшие дни Великого поста каждый приобрел свой опыт борьбы со грехом, у каждого Великий пост свой, каждому Господь что-то приоткрывал, показывал те глубины сердечные, где необходимо еще потрудиться. Каждый чувствовал эти немощные дерзости, которые нас сопровождали в дни Великого поста. Но милостию Божией дается нам вновь и вновь не погружаться в эту пучину греха, которая готова человека уничтожить, но возвращаться к жизни, вновь почувствовать радость, вновь почувствовать особое благодатное начало в самих себе. И мы можем последовать за Христом. Он и ныне зовет и говорит: кто хочет во след Мой идти, да возьмет крест свой и идет за Мной. Господь говорит нам и оставляет как завещание: да любите друг друга! Да будете едины! В этом мире скорбны будете, но не страшитесь, ибо Я победил мир!

В этом для нас есть завет, который Господь нам оставляет, о том, как мы должны жить в этом мире. Господь нигде не обещает, что преобразует весь мир и мир претворится в некое благостное общество. Наоборот, Господь нас предупреждает, что борьба за человека, за его душу будет все время усиливаться. До последних времен, когда человечество будет уже в таком состоянии, что иссякнет любовь из сердце многих за беззаконие, за то, что люди творят противное Богу. Мир, который нас окружает, несется к своей кончине, потому что грех не может иметь продолжение в жизни вечной – у него есть начало и есть конец. И конец страшный и бесславный. И мир желает и стремится к этому концу. Но есть, если можно так сказать, то, что удерживает этот мир от катастрофы – это любовь, которая ещё притормаживает несущийся к своему концу мировой порядок, чтобы избранные могли не повредиться и вовремя выйти из этого страшного потока. И в Церкви, которую Господь основал как сообщество людей, которые любят друг друга, которые одно единое целое, одна семья, здесь Господь нас собирает для того, чтобы мы могли исполнять заповеди и всеми силами стараться противостоять греху, который царствует в окружающем мире. Если даже посреди нас иссякнет любовь – то, ради чего Господь принял такие страшные страдания, – то действительно уже близь кончина и видны те пределы земной жизни этого мира. Но до тех пор, пока мы стараемся, боремся и не сдаемся, Господь будет с нами.

Господь победил мир – и мы должны помнить об этом в нашей жизни. Никогда ничем не смущаться, никогда не предаваться каким-то пустым размышлениям, которые мир навязывает уму человеческому, но, более всего, доверять не рассудку человеческому, а доверять сердцу, которое должно всегда быть с Богом, жить так, чтобы стоять перед Христом и помнить о той цене, которую Господь принес за каждого из нас, чтобы нас избавить от рабства греху. Цена – это Его жизнь, которую Господь Своей волей вознес на Крест, претерпел страшные мучения волею Своею, плоть Свою на Кресте распял.

Желается только одно, чтобы те заветы, которые нам оставляет Господь, были живы в наших сердцах, чтобы мы жили по словам Евангелия, а не по рассудочным представлениям, понятиям, которые нам навязывает мир. Со Христом нам все возможно, а без Христа жизнь становится пустой, никчемной и ненужной. Господь да не оставит нас в нашей борьбе со грехом, в которой мы познаем тайну, как Господь сказал: иго бо Мое благо и бремя легко есть. Стоит последовать за Христом, сделать этот шаг – и познает сердце человеческое тайну о том, что со Христом все возможно, и иго становится благо, и бремя легко.

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд