Московская патриархия

Проповедь о. Андрея на Литургии Антипасхи (19.04.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь на Литургии Антипасхи19.04.2015 Евангелие от Иоанна20:19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус,…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь на Литургии Антипасхи
19.04.2015

Евангелие от Иоанна
20:19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20:20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
20:21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
20:23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
20:24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
20:25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
20:26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
20:27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
20:28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
20:29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
20:30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Христос воскресе!

Сегодня мы с вами празднуем Неделю, которая именуется Неделей Антипасхи, то есть Неделей, которая находится против Пасхи. Пасха завершила строй и порядок Страстной Седмицы Великого поста. И мы семь дней – неделю – праздновали как один праздник Святой Пасхи. Каждый день совершалась Божественная Литургия пасхальным чином, совершался Крестный ход пасхальным чином, были отверсты Царские врата. Всё это свидетельствовало нам о том, что радость праздника длится все эти дни. И сегодня мы достигли границы, когда, с одной стороны, завершается торжество Светлой Седмицы, а с другой, с этого воскресения начинается уже богослужебный строй и порядок, который будет у нас с вами в храме совершаться в течение года – до следующего Великого поста.

Всю Светлую Седмицу были отверсты Царские врата – во свидетельство о деле Спасения, которое совершил Господь для того, чтобы человек мог достичь высот духовных, подняться от Земли к Небу, во свидетельство того, что отверсто Небо для нас с вами ныне особым образом. Всё было соединено в ликовании этих удивительных дней Воскресения Христова. И Небо, и Земля ликовали как одно единое целое – прославляли Господа, явившего столь удивительное и непостижимое не только для человеческого, но и для ангельского ума событие – спасение человека, разрушение того средостения, которое было между человеком и Богом. Разрушение адских глубин, когда враг рода человеческого – ад – поглотил Спасителя как человека, но, как мы слышали в «Слове Огласительном Иоанна Златоустого»: «Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо». Ад не смог удержать этот свет внутри себя, и Господь изводит из ада томившихся там праведников, которые ждали исполнения обетования о пришествии Спасителя.

Радость наполняла и Небо, и Землю. Наполняла сердца праведников, которые столь многие века ждали исполнения обетования. Радость о Воскресении Спасителя наполняла сердца учеников. Они делились этой радостью, передавали её друг другу как нечто удивительное и сокровенное, и от этого увеличивалась, преумножалась радость вокруг них. И мы слышали о том, что многие из людей, видя эту радость и свет среди учеников Христовых, прилагалась к ним и вместе с ними прославляли воскресшего Спасителя.

Но мы видим и иное сердце в эти дни – сердце сомневающегося апостола Фомы, который среди этой общей радости оставался в сомнении, смущении и не был исполнен той полноты радости, которая была в сердцах других людей. Господь показывает и приоткрывает нам с вами через сегодняшнее евангельское чтение, через воспоминание этого события – уверения Фомы – о тех границах радости, которые существуют для сердца человеческого. Там, где сердце способно уверовать, принять Христа Воскресшего, там радость наполняет и переполняет человека. Там же, где входят смущение, всякого рода человеческие размышления – там отступает радость от сердца человеческого, и не может такой человек во всей полноте, подобно апостолам, делиться этой радостью с другими людьми и нести эту радость в самом себе. Смущение разрушает человека, и если бы Господь не поспешил на помощь апостолу Фоме, то неизвестно, чем бы закончились его смущения, смог ли бы он выдержать эту борьбу, которая была внутри него. И Господь, как некогда апостолу Петру в бушующем море, протягивает теперь апостолу Фоме Свою руку, утверждающую и возводящую его из тех треволнений, смущений земных, которые постигли сердце его. «Господь мой и Бог мой!» – исповедует апостол Фома Господа, и радость восходит на сердце его. И ничто земное уже не было способно отнять и похитить этой радости, которая пришла на сердце апостолу Фоме.

Все апостолы, свидетельствующие о Воскресении Христовом, исполненные этой радости и света, без меры делились с теми людьми, которым они проповедовали о Воскресении Христа. И эта искренняя радость, которую чувствовали другие люди в сердцах апостолов, полагала новых и новых последователей за ними, уверовавших во Христа. И свою веру, которую они нам передали, они засвидетельствовали своей мученической кончиной, и нас уверяя всей своей жизнью об истине Воскресения Христова.

Мы слышали сегодня и в Деяниях апостольских о том, как эта радость, о которой свидетельствовали апостолы, увеличивала число последователей, уверовавших их слову о Христе Воскресшем. Но зависть и злоба восходили на сердца фарисеев, первосвященников, книжников, которые в своё время и предали Христа. Некогда апостолы даже говорили о том Господу: что же Ты являешь Себя нам, а не всему миру? Точно так же первосвященники, книжники, князья мира сего отнеслись и к проповеди о Воскресшем Спасители: они стараются сокрыть эту радость проповеди в темницу, апостолов рассеять – но ничтоже преуспевают. Сам Господь разрушает все их человеческие козни на пути проповеди о Воскресшем Христе. Вновь и вновь радость касается сердец многих людей, и люди следуют по слову апостольскому за ними, следуют для того, чтобы продолжать эту проповедь и в пространстве, и во времени.

Много есть свидетельств у нас с вами о том, как проповедовали апостолы по Воскресении Христовом, в какие отдаленные страны они совершали свои путешествия с тем, чтобы проповедовать о Воскресшем Спасителе. И мы знаем из истории становления нашей Церкви, как много людей, даже не имеющих, в отличие от иудеев, понятия о Спасителе, принимают эту благую весть с радостью в свои сердца. Ибо они увидели в апостолах нечто такое, чего нет в окружающем их мире, увидели что-то удивительное, то, что желало бы видеть их сердце – увидели людей, способных искренне и глубоко радоваться.

Но мы видим в окружающем нас мире, познаем в самих себе и понимаем, что радость бывает причастна и печали, бывает исполнена всякого рода страстей человеческих, когда человек может радоваться о каком-то неуспехе другого человека, о каких-то запинаниях на пути, которые возникают у другого, свидетельствуя этим, что сердце его не имеет чистоты и радость его не чиста. И сталкиваясь с такой радостью, каждый из нас понимает, насколько надо быть осторожным в своих поступках, делах с другими людьми, сколько много страстей, пороков укоренено в сердцах человеческих. И как далеко отстоит от той евангельской радости радость мира сего, когда смеялись те, кто распинал Христа: Сын Божий, сойди с Креста – и уверуем в Тебя! Эта земная человеческая зло-радость не способна повести за собой других людей, потому что каждый знает, что она не искренна, не глубока – стоит немножечко измениться обстоятельствам, и уже другие начинают радоваться о твоих неудачах, а не ты об их. И в постижении глубин своего сердца, человек открывает для себя, что нет в этом мире полноты радости, нет того, в чем сердце человеческое могло бы найти отраду и утешение. Только в радости о Воскресшем Спасителе, которую принесли апостолы в сердца других людей, люди, даже не знавшие об обетовании, открывали для себя величайшую тайну – тайну радования сердца человеческого о явлении в мир Спасителя, Который дает им нечто, отличное от всего того, с чем они сталкиваются в этом мире.

И мне хотелось бы пожелать в этот день, когда мы вновь вспоминаем и Светлое Христово Воскресение, и радость апостола Фомы, когда Господь уверил его Своим явлением о Воскресении Своем, чтобы радость наша, вера, утверждавшаяся Воскресением Христовым, не терялась в сердцах наших. Чтобы она была такой же искренней, чтобы мы стремились делиться этой радостью с другими людьми. Чтобы в меру свою каждый против сил своих нес апостольские труды в окружающем его мире. Чтобы не словами, не призывами, не какими-то ещё мероприятиями, но, самое главное, сердцем своим человек привлекал других людей ко Христу. Только так и возможно на Земле строить Церковь Христову. Ибо Церковь – иноприродна, она не принадлежит этому миру, и только там, где торжествует радость в сердцах людей о Воскресшем Спасителе, – там и есть то основание, на котором строится наша с вами жизнь духовная. Ибо мы понимаем, что всё, что совершается в Церкви, всё, что дает нам Церковь – не принадлежит этому миру. И мир похитить этого не может – этой радости и полноты жизни о Господе нашем Иисусе Христе, молитвы – не может похитить у человека. Если будем хранить своё собственное сердце и в нем, как некое сокровище, эту пасхальную радость, которая будет помогать нам преодолевать все соблазны и испытания, трудности, с которыми мы сталкиваемся в этом мире, то ничего невозможного, как некогда апостолам, не будет и для нас с вами.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Христос Воскресе!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд