Московская патриархия

Проповедь о. Андрея 29.03.2015 — Память преп. Марии Египетской

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь в Неделю преп. Марии Египетской29.03.2015 Евангелие от Марка, 10:32–45Когда были они на пути, восходя в…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

 

Проповедь в Неделю преп. Марии Египетской
29.03.2015

Евангелие от Марка, 10:32–45
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. ||Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, чтó будет с Ним:
вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю пятую Великого поста, мы слышали Евангельское чтение о том, как Господь поят двенадцать Своих учеников, начинает открывать им тайну Своего грядущего спасительного страдания, которое должно совершится в Иерусалиме. Не обинуясь, Он говорит им о этих событиях уже без притч, без образов, с которыми Господь обращался к окружающим Его людям. Апостолам Он открывает тайны и грядущее, касается их сердец. Ученики уже понимают то, что должно произойти. Они уже знают, что перед ними Господь и Бог наш Иисус Христос — Спаситель мира. Мы слышали в Евангельском чтении, как два апостола Иаков и Иоанн приступают ко Христу и просят, чтобы, по приходу Иисуса Христа во славе Царствия Своего, сесть одному по правую, а другому по левую сторону от Него. Господь говорит: не знаете, чего просите. Казалось, что тайны им открыты, но, на самом деле, сердце их оказалось ещё по-человечески далеко познания тех таинственных глубин дела спасения рода человеческого. Им казалось, что

все это близко и просто, что все совершается – и Господь взойдет во славе, а они сядут, точно так же, как в дни земной жизни Спасителя, рядом с Ним. Два апостола просят о чести, о первенстве, другие же десять, слыша эту их просьбу, негодуют, зависть касается их сердец. Они приступают ко Иисусу со своим вопросом, который они страшились задать Господу, но Он отвечает и показывает, сколь далеко человеческое представление от того, что действительно должно совершиться в Иерусалиме, сколь немощное человеческое не способно вместить в себя полноту грядущего спасения.

Мы видим человеческую слабость, которую являют апостолы – те, кто все дни сопровождал Спасителя на Земле, слышал Его слова, видел преславные чудеса, когда Господь являет силу и всемогущество Свое: исцеляет недужных, хромых, слепых, глухих. И невольно в сердце человеческом рождается вопрос. Ибо если и апостолы не могли вместить и понять, хотя были прямыми свидетелями тех событий, которые совершались явлением всемогущества Божия, «то кто может спасен быти?» (Лк. 18:26) — как спрашивал Господа апостол Петр. Этот вопрос всегда остается на сердце человеческом. Когда мы читаем о подвигах великих угодников Божиих, когда нам представляется жизнь подвижников благочестия, то мы невольно отделяем их от своей жизни, себя же умаляем. Их возносим, удивляемся высоте их трудов и подвига, а в сердце своем невольно спрашиваем: кто же может спасен быти? – если для нас это не по силам, невозможно, эта жизнь духовная находится где-то далеко от нас, и мы видим лишь вершины великих гор издалека, самих же порой не видим способными на подвиги по преодолению себя. Господь, отвечая апостолу Петру, говорит: невозможное человекам возможно Богу. Действительно, мы слабы, мы знаем о самих себя многое такого, чего не показываем и стараемся не открывать в окружающем нас мире. Но Бог видит глубины нашего сердца, знает, каковы мы есть на самом деле. Господь, открывая тайну спасения, говорито том, что тот, кто во Христе будет совершать путь свой здесь на Земле, кто всецело доверит себя Богу, кто отринет себя, возьмет крест свой и последует за Христом, тот спасен будет.

Но мы, зная свои особенности, слабости и немощи, с трудом представляем то, как можно понести наш крест, который кажется нам превосходящим наши силы и физические, и душевные. Понимаем, что не можем, как нам кажется, понести, и сил у нас не достанет, но забываем о тех словах, которые говорит Господь: со крестом мы идем во след Его.

Господь говорит нам сегодня в Евангелии о том, как может человек взять свой крест. Он говорит, что пришел в это мир не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить этому миру делом спасения каждого человека. Это только в этом мире те, кто обладают властью, каким-то превосходством над людьми, желают, чтобы другие служили им, желают власти, первенства, чести – то, о чем просили и апостолы. Желают человеческого. Но Господь говорит об ином: о том, что Он пришел послужить, и тот, кто желает идти во след Его, точно так же должен служить другим людям. «Кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Он напоминает и нам с вами, что крест свой можно поднять только любовью и смирением. Если этого нет на сердце, то человек будет стремиться только к одному: избавиться от своего креста. Все время будет ему казаться, что это тяжело и не по силам, будет пытаться всеми силами вылезти из-под своего креста. Но не удается сие человеку, и тратит он много сил, чтобы избавиться от этой ноши, но только больше теряет силы и раздражается. Теряет он силы не только телесные, но и духовные, теряет ту собранность, которая только и позволяет человеку нести свой подвиг. Там, где человек способен возлюбить и явить смирение, там для человека становится возможным поднять и понести крест свой вослед Христа. Почувствовать, как на нем сбываются слова Господа: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30). Вдруг понимает человек, как легко жить со Христом, как преодолеваются все трудности в этом мире – Господь дает силы, крепость, открывает человеку тот путь, по которому он должен идти, чтобы не попасть в те или иные сети и соблазны, которые расставляет враг рода человеческого. Беспреткновенно совершает человек свой путь на Земле под крестом своим, следуя за Христом.

Господь совершает дело спасения, Он говорит апостолам, что понесет сполна Свой Крест в Иерусалиме: оплевания, заушения, предательство, страшные страдания, муки, смерть – все это возьмет на Себя Господь здесь на Земле. Он пройдет под Своим Крестом по улицам Иерусалима, терпя насмешки и поругания от тех людей, которым Он являл милость, исцелял, приносил им на сердце утешения от словес Своих, которые они слышали, когда Господь учил во Храме. Господь говорит о том, что пройдет под Своим Крестом, как каждый из нас: как слабый человек, изнемогая под Своим Крестом. Для того чтобы не смущались, не боялись поднять и понести тот крест, который несем по жизни своей. Господь являет человеческую немощь и слабость. Как говорит святитель Кирилл Александрийский: многие в слабости Христовой

почерпнули то мужество, которое сделало их сильными в преодолении всех соблазнов, коими мир пытался отвлечь их от Христа, мучений и страданий, которыми мир уничтожал первых христиан.

Господь являет человеческое для того, чтобы мы не смущались под своим крестом. Господь являет человеческую немощь, но мы должны понимать, что же Он несет со Крестом: Он несет все наши кресты, немощи, пороки и грехи каждого из нас. Все это «отяготеши» на Нем. Он не имеет ни единого греха, но все, что было, есть и будет в этом мире – все Господь взял на себя. И если нам тяжко и трудно под тем крестом, который мы порой сами сотворили своими трудами, усилиями и делами, то каково было Господу. По естеству человеческому поднять все это – не одного человека, но всех нас вместе. Можно представить, что все то, что ныне несет наша малая семья, ляжет на плечи одного человека – он не выдержит. Мы можем представить, почувствовать, сколь много страдания, скорби в этом мире. Не по силам бывает человеку, даже когда в семье возникают трудности и ложатся они на его плечи – как же бывает трудно это понести. А здесь – Господь, который взял на Себя всё. Он изнемогает под Крестом. Господь не смущается, несет скорбь, страдания, оплевания и заушения – нас ради человек и нашего ради спасения. Господь не стыдится взять на Себя наш крест. Он как бы нас берет. Как говорит святитель Кирилл: с тем, чтобы мы постыдились, видя, как Господь несет наши грехи, изнемогая по своему человеческому естеству.

Принять и понести крест свой можно только любовью и смирением. Можно совершить невозможное, если в человеческом сердце есть эти свойства, способные открыть для человека иной путь здесь на Земле. Не искать первенства и чести, не искать своей воли, не завидовать другим, быть довольным тем, что имеешь. Если любовь и смирение обретаются в сердце человеческом, то рождается послушание, а послушание совершает преславные и удивительные чудеса здесь на Земле.

Мы сегодня чествуем и прославляем преподобную Марию Египетскую. Мы слышали её житие несколько дней назад — во время службы, которая именуется Стояние Марии Египетской. Мы знаем, из какой бездны греха она взошла в жизнь равноангельную. Но все это совершилось, потому что она последовала тому зову сердечному, который был дан ей в Иерусалиме у иконы Божией Матери. Она пошла по тому пути, который положила Пресвятая Богородица, ставшая её Споручницей на пути преодоления греха в самой себе, и никогда уже не отступала с этого пути — пути жизни равноангельной, пути обретения целомудрия в той, которая была не только

растлена сама, но и растлевала окружающих её людей. Она достигла высочайших откровений от Господа, о которых она повествует старцу Зосиме: изнемогала она, но не отступала, пребывала в молитве Господу, и некий свет таинственный осиявал её. Всё скорбное и трудное, бывшее на сердце у неё, отступало. И вновь она возвращалась к жизни, вновь обретала силы совершать тот подвиг в пустыне, который она подъяла на себя по слову, услышанному лишь однажды в Иерусалиме.

Вот это и есть – строй, порядок духовной жизни. Порой приходят и спрашивают по десять раз, спрашивают у одного, у другого, у третьего, у священников, бесконечно обсуждают друг с другом одно и то же. Но жизнь духовная не такова: она строится на том, чтобы услышанное однажды, как послушание, исполнять всю свою жизнь, а не бегать без конца искать, как бы кто посоветовал, как снять с себя тот крест, которой так тяготит и мешает, кто бы дал рецепт, как освободиться из-под креста. Не так нам с вами заповедует Господь. Жизнь строится не на том, чтобы выйти из-под креста, но чтобы понести его во след Христа. А понести его можно только любовью и смирением. Все другие качества, которые может иметь и приобретать человек, будут для него только разрушительными и приносить ему скорбь, боль и страдания, когда он будет пытаться освободиться от своего креста.

И сегодня мне бы хотелось пожелать, прежде всего, самому себе – и каждому из нас, чтобы мы, памятуя о слабости человеческой, которую нас с вами показывает сегодня Евангелие у самих апостолов, обратились взором своим духовным к тем словам, с которыми Господь обращается к апостолам, желая излечить их эту человеческую слабость и немощь: кто хочет быть бóльшим между вами, да будем всем слуга. Тот, кто хочет властвовать над всеми, пусть служит тем, над кем хотел бы он превознестись. В этом служении друг другу и заключено наше с вами духовное восхождение, духовный труд и подвиг.

На этом пути у каждого своя пустыня, которую он обретает порой в самом себе. Ибо всё, что совершается пред Богом, совершается свободной волей человека – там, где он остается один на один с Богом, как в пустыне. Как говорила Мария Египетская: даже зверей она не видела – только она и Господь. В этой пустыне совершается нечто таинственное в сердце нашем, когда человек встречается с Богом. Встречается с Богом человеческое, немощное и слабое, но желающее лишь одного: не отступать от Бога и следовать по тому пути, исполняя послушание, которое Господь положил на нас как некий крест здесь на Земле,на пути к нашему исцелению, к тому,

чтобы мы достигли того, к чему устремляется сердце наше – достигли Царствия Небесного, достигли того, чтобы в жизни нашей никогда более не разлучаться сердцем своим с Тем, кого мы более всего любим и желаем быть всегда – с Господом нашим Иисусом Христом.

Богу же нашему слава во веки веков!

Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд