Московская патриархия

Проповедь о. Андрея 24.02.2015 — 2 часть Великого Покаянного канона

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь по чтении второй части Великого Покаянного канона Андрея Критского24.02.2015 Сегодня мы с вами, братья и…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)
Проповедь по чтении второй части Великого Покаянного канона Андрея Критского
24.02.2015

Сегодня мы с вами, братья и сестры, завершили чтение второй части Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Завершился ещё один день Великого поста, молитвенных трудов, подвигов против сил каждого из вас, возможностей и времени, которые вы употребляли. Сегодня мы вновь слышали образы Священного Писания, о которых нам напоминает преподобный Андрей Критский через свой Великий Покаянный канон, поставляя их перед нашим духовным взором с тем, чтобы мы вновь и вновь могли вглядеться в эти образы, столь далекие от нас по времени. Если мы понимаем глубины Священной истории, то для нас понятно, что этих людей, о которых мы слышали сегодня, отделяет от нас множество веков: гораздо более, нежели от Рождества Христова до времени сего. Многие из них удалены от нас по времени на такое количество веков, что трудно себе даже помыслить и представить. Если прошло уже 2 тысячи лет от Рождества Христова, то многим образам, о которых мы слышали, уже и по 5 тысяч лет. Нас разделяет огромное пространство по времени. Но когда мы слышим об этих людях, то чувствуем и сердцем и душой своей, что они нам понятны. Они нам близки. Те проблемы, те трудности, те искушения, с которыми они сталкивались в своей жизни, понятны и нам точно так же, как были понятны преподобному Андрею Критскому, хотя и нас уже разделяет друг от друга более тысячи лет. Те слова, которые мы слышим, которые входят в нашу душу, понятны для нашего сердца. Ничего сложного, непреодолимого для человека здесь нет. Такое впечатление, что эти образы и поныне живут посреди нас и в нас самих.

Всё это говорит о том, что многое человеку удается в окружающем его мире, природу человек себе подчиняет, заставляет быть её послушной своим желаниям, своим стремлениям, планам и целям. Много достигает человек, но остается для него недоступным он сам. Изменился окружающий нас мир. Нам кажется, что мы так далеки от тех людей, которые жили в те времена, но то, что они переживали, чувствовали, о чем скорбели и печаловались, нам это близко и понятно. И нет уже того пространства времени, которое нас бы отделяло от них.
Всё это напоминает нам о том, сколь велик человек для самого себя, ибо велика загадка человека и трудно человеку постигать глубины в самом себе. А порою может быть и страшно. Почему же происходит то, что человек сам не меняется? Изменяет окружающий его мир, а сам остается в том же состоянии, в каком он и был. Порою мы читаем Ветхий Завет и видим, что окружающий нас мир ничем не изменился: те же страсти, те же устремления людей, те же цели, которые ставили некогда люди в Ветхом Завете, являются и доныне определяющими в жизни многих и многих людей, порою – и целых сообществ и государств.

Все это говорит нам о том, что подвластен нашим устремлениям, нашим усилиям. Мы многое можем сделать с окружающим нас миром. Но этот мир, земной, вещественный, служит и нам с вами величайшим обличением, ибо свидетельствует о том, каково состояние сердец людей. Мы видим тот мир, который созидает человек вокруг себе и в котором все тяжелее и тяжелее жить человеку. Всё душнее и душнее становится вокруг, уже и воздуха, и воды не хватает человеку. Не хватает не потому, что становится на планете больше  людей, а потому, что сам человек своими трудами и целями, которые он ставит себе, превращает в ничто. В погоне за своими страстьми и похотьми, которые человек утверждает в своем сердце, он делает невозможной жизнь на той планете, которую нам Господь вручил.

Всё это предостерегает, научает и говорит нам о том, как, с одной стороны, человек способен воздействовать на окружающий его земной мир, но, точно так же, на самого человека воздействует мир духовный. Человек не может воздействовать на духовный мир. Он сам становится объектом воздействия духовного мира на него самого. Он сам подчиняется тем велениям, которые получает из духовного мира. Вопрос только в одном: что выбирает человек в своей жизни. Он выбирает доброе, полезное, важное и значимое для других людей. Либо выбирает важное и полезное, как ему кажется, для самого себя.

Что же является определяющим в сердце человека: любовь к Богу и ближнему или любовь к самому себе? Если человек любит самого себя, то будет выбирать определенный строй и порядок жизни в самом себе – то, что приносит ему радость, доставляет ему удовлетворение и утешение. При этом окружающий его мир будет отстоять от него совсем далеко. Такой человек будет в тех иллюзиях и миражах, которые созидает перед его взором мир духовный, враждебный человеку. Бесы воздействуют на человека день и ночь. И никогда не отступят от своего делания, ибо это их задача, которую они имеют по отношению к человеку: подчинить его своей волей, с тем, чтобы человек стал проводником их воле здесь на земле. Без человека они ничего не могут сделать: не могут уничтожить этот мир. Им нужны руки тех людей, которые способны это делать. Для того чтобы уничтожать, разделять людей, чтобы любовь утерялась в этом мире. Он показывают человеку дальние перспективы, миражи, иллюзии. Человеку кажется, что он живет во свете, как некий прожектор высвечивает далекие объекты. Но вокруг человека темнота. Человек в этой темноте совершает страшные поступки порою и по отношению к самому себе, и к окружающему его миру, потому что нет света вокруг. И что толку от того, что, как нам кажется, мы видим то, что находится за горами и за долами, видим какие-то десятки тысячелетий планов и перспектив? Мы не видим вокруг себя. Мы не видим порой, что люди вокруг нас не становятся радостными и счастливыми. Мы не приносим счастья в жизнь конкретных людей, которые рядом с нами. И ничто не может заменить любовь в этом мире, если она теряется в сердцах людей. Каким бы планами, рассуждениями (политическими, экономическими или иными) невозможно заменить любовь. Любовь – это есть то, что определяет весь состав и время нашего с вами бытия здесь на земле. Ни политика, ни экономика, ни ещё какие-то сильные стороны, инновации и  прочие слова, к которым мы уже навыкли через средства массовой информации, не определяют жизнь. Она определяется только любовью. Если любовь теряется в сердцах людей, если мы перестаем замечать окружающих нас людей и, в первую очередь, наших близких, если мы перестаем приносить радость и свет в их жизнь, то приходит конец времён. Господь сказал: конец времен приходит тогда, когда любовь иссякнет в сердцах людей.

Сегодня мы, обращаясь к образам Ветхого Завета, должны напоминать самим себе о том, что же является главным в нашей жизни, ради чего стоит бороться, преодолевать и изменять самого себя в подвиге. Для того, чтобы и вокруг нас жизнь становилась лучше, светлее, радостнее, чтобы имел этот мир надежду на продолжение здесь жизни человека. Ибо если этого не произойдет, то человек, усилившись в своих страстях, своих властолюбивых и самолюбивых целях, то, в соответствии с теми техническими возможностями, которые сейчас может иметь человек, он способен уничтожить и самого себя, и окружающий его мир, и всю нашу с вами жизнь здесь на земле.
Господь предупреждает и говорит: мы не должны уступать самих себя в это послушное оружие дьявольским наваждениям, которые враг влагает в наши сердца. Мы должны бороться до последней минуты нашей жизни, предстоя перед Богом и желая лишь одного: исполнять волю Божию и не подчиняться воле вражией. Не может враг совершить насилие над самим человеком. Нам дана свобода от Бога как некий дар. Каждый всегда имеет возможность сделать выбор: с кем, какие помыслы, мысли принимает он в сердце свое, как и по каким внушениям он будет поступать в своей жизни – по тем, которые вкладывает в его сердце враг или по тем, которые кладет ему ангел-хранитель и совесть его, предупреждающая его об опасностях на том или ином пути, по которому пытается подтолкнуть его дьявол.

Мне хотелось, чтобы эти напоминания из далекого-далекого времени, столь близкие и понятные нашему сердцу, вновь подвигали нас с вами по пути подвига и трудов, по которому шли многие из тех людей, о которых мы ныне слышали, и которые обрели спасение. Они были подобны нам, точно так же совершали падения, совершали поступки, в которых потом раскаивались, но они никогда не отступали от Бога. Святитель Феофан Затворник и другие отцы, обращаясь к тем людям, которые приходили со своими скорбями, говорили: упал – не лежи, встань, отряхнись и иди.

Дай Бог нам всем в эти дни Великого Поста совершать свой подвиг, не падать, а если и случается упасть, то не оставаться в этом положении печали и скорби, но прибегать к источнику, который нам с вами дает Господь – к таинству покаяния, к таинству причащение. Вновь и вновь получать силы, для того, чтобы жить, для того, чтобы любовь пребывала еще здесь на земле.

Да хранит вас всех Господь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд