Московская патриархия

Проповедь о.Андрея 08.03.2015 — Неделя Григория Паламы

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь в Неделю Григория Паламы08.03.2015 Евангелие от Марка2:1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум;…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

 

Проповедь в Неделю Григория Паламы
08.03.2015

Евангелие от Марка
2:1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2:2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
2:3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
2:4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
2:5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
2:6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
2:7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
2:8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
2:9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
2:10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,– говорит расслабленному:
2:11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
2:12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!

Сегодня, братия и сестры, мы с вами в Неделю Вторую Великого поста слышали Евангельское чтение о том, Господь исцелил человека, который не мог двигаться сам и был парализован. Он был принесен к ногам Иисусовым своими близкими, знаемыми, друзьями, которые, скорбя о его недуге, проявляя любовь, принесли его ко Христу с надеждой на то, что Господь вновь явит Свою силу, могущество, которое Он уже много раз являл во граде Капернауме, и исцелит их болящего, о котором скорбели их душа и сердца, которому желали они выздоровления. Господь, как говорит нам с вами Евангелие, «видя веру их», являет чудо над этим человеком: исцеляет его от болезни. Мы видим в Евангелии, как это человек, «взяв одр свой», ходит пред всеми людьми к удивлению всех, кто окружал Иисуса: в тот момент было множество людей, пришедших из града Капернаума ко Христу.

Господь являет это чудо исцеления человека, но прежде говорит слова, которые мы уже не единожды слышали в Евангелии при тех событиях, которые являли нам чудо исцеления Господом нашим Иисусом Христом: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Вновь и вновь нам с вами напоминает Господь, что причиной всех немощей и болезней, которые посещают человека, приносят ему скорби, являются грехи, которые совершает человек здесь на Земле. А тело лишь состраждет душе. Грехи впечатываются в тело человеческое: духовное состояние человека отражается на

теле человека. Тело начинает сострадать тем немощам и недугам, которые имеет душа человеческая. И, когда человек выздоравливает от недуга своего душевного, и тело получает облегчение, здравие.

Посему и путь наш к здравию телесному, позволяющему нам совершать свое здесь на Земле, которое каждому напротив силы его полагает Господь, лежит, как говорит нам с вами сегодняшнее Евангелие, прежде всего – через покаяние. Через способность увидеть свою собственную греховность, то множество грехов, которое мы несем в своей душе. Эти грехи досаждают нашему телу, приводя его в немощь, в то состояние, когда оно становится не способным совершать свой труд и послушание здесь на Земле, являть терпение, смирение, научаться величайшим добродетелям, которые мы должны приобретать здесь, на Земле – чтобы свидетельствовать о том, что мы являемся гражданами мира иного, гражданами Царства Небесного. А не привязываться к Земле своими пороками и грехами, свидетельствуя о том, что есть здесь для нас иной владыка, который владычествует через наши грехи и пороки, направляя нашу жизнь к разрушению самих себя и окружающих нас людей. Для того чтобы освободиться от этого рабства духовного, человеку требуется труд – подвиг покаяния: увидеть самого себя таким, каков ты есть, заглянуть в глубины своего сердца без страха, принести все немощи и недуги врачу и целителю душ наших – Господу нашему Иисусу Христу с тем, чтобы Он, исцелив наши тайные недуги души, даровал и телу нашему исцеление.

Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам с вами ещё об одной тайне, которая является действующей в этом мире: о тайне любви. Мы видим, что Господь исцеляет человека, который не мог уже сам двигнуться и прийти ко Христу, исцеляет его по вере тех людей, которые приносят его ко Христу, являя свою любовь к этому человеку, преодолевая трудности, ибо не могли пронести человека из-за множества людей, собравшихся вокруг Христа, посему и употребляют особый способ: прокопав кровлю, спускают через кровлю к ногам Иисусовым этого болящего человека.

Господь нам с вами напоминает, как много может наша любовь в жизни другого человека. Много может молитва «споспешествуема». Многое может совершаться в жизни тех людей, о которых скорбит наше с вами сердце, о ком болезнует наша душа, по любви, которая более всего должна выражаться в молитвенном предстоянии перед Господом за другого человека. И сегодняшнее евангельское событие напоминает на о том, сколь важно, чтобы была большая семья, которая живет по законам Церкви, которая живет со Христом – там, где всегда Христос посреди их.

Этой общей молитве нашей большой семьи многое возможно, чтобы оказать помощь, поддержку другому человеку – тому, кто нуждается в нашей любви. Любовь преодолевает все и становится действующей силой в жизни другого человека, принося ему то, что он уже сам не может достичь, давая ему возможность вновь и вновь идти по пути ко Христу, преодолевая трудности и немощи, с которыми сталкивается человек здесь на Земле. Любовь поддерживает, действует. И видя эту нашу любовь по отношению к людям, Господь и им дает исцеление от тайных

недугов, которыми недугует их душа. Видя желания, устремления самого человека к покаянию, – хотя, может быть, не всегда и не все ещё может сам человек различать в себе – любовь помогает ему на этом пути покаяния, с тем, чтобы достичь исцеления души и тела своего.

***

В сегодняшний день – Неделю Вторую Великого поста – мы прославляем великого угодника Божия святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Он жил в XIV веке, был архиепископом греческого града Солунь – Салоники, как мы его теперь называем. Прожил он всего 63 года, и большую часть своей жизни он провел в подвиге и молитвах на Святой горе Афон. На Афон он ушел ещё юношей, там воспитался среди подвижников и угодников Божиих, впитал в себя дух молитвы Святой горы, был на послушании трапезарием в Великой Лавре, потом более 10 лет провел в затворе в пустыне, в келии, которая сохранилась до сих пор – недалеко от монастыря Симона Петра.

Святитель Григорий Палама своими творениями, вобрав опыт святых отцов, многих из которых он видел на Святой горе, свидетельствует и говорит нам с вами о том, какого удивительного состояния достигает душа, когда обретает исцеление. Надо желать не только внешнего, телесного исцеления, когда мы находимся в скорбях и болезнях. Мы должны понимать, что самое радостное для человека – это когда его душа здорова. Когда душа здорова, исполнена сил и стремится ко Христу, когда ничто не удерживает её здесь на Земле в этой устремленности к Богу, сердцу человеческому открывается таинственное и удивительное: как свидетельствует Григорий Палама, человек видит неизреченный и таинственный свет. Этот свет видели святые апостолы на горе Фавор, когда они говорили, обращаясь ко Господу: «благо нам зде быти». Как радовалось и ликовало их сердце! Таково состояние души и сердца человеческого, когда оно достигает этого всерадостного состояния – когда оно видит и чувствует присутствие Самого Бога в этом мире. Особым и таинственным образом открывается это душе, которая всецело устремляется ко Христу.

Святитель Григорий Палама своими трудами и подвигами засвидетельствовал этот опыт святых отцов, когда появились люди, искушающие, напитанные иной духовной традицией, которая уже далеко ушла от православия. Эти люди стали свидетельствовать о том, что истина познается лишь разумом, что истина только тогда является истиной, когда она доказывается на основаниях рационального разума. Это было время, когда приверженность человека рационализму стала утверждаться в Средневековье через католичество, через Западный мир, и приходить и на Восток, туда, где хранилась традиция, связанная с покаянием, с очищением души, с тем, что именно на этом пути, а не на пути рационального знания, человек способен встретиться с Богом.

Своей жизнью и подвигами святитель Григорий Палама свидетельствует именно об этом спасительном пути, по которому идем и мы с вами. Многие не смогли

удержаться на высоте своего ума и разума. Но на пути покаяния многие достигали чистоты, святости и величайших дарований от Господа.

Человек многому хочет научиться здесь на Земле, познать многое, но он никогда не сравниться с тем человеком, который, очистив душу и тело свое, приобретает знания как некий дар от Самого Господа. Мы знаем и будем чествовать преподобную Марию Египетскую, которая не училась и не знала книг Священного Писания, но которая, разговаривая со старцем Зосимой в пустыне, ужасала старца этим знанием Священного писания. Она сама свидетельствовала о том, что имеет эти знания не через человеческие познания и рассуждения, но знания эти открывались в глубинах сердца её Духом Святым.

Посему и это напоминает нам с вами сегодня о том пути нашей Церкви, по которому мы идем сугубо в эти дни – о пути покаяния, служения нашим ближним своей любовью, своим вниманием, своей теплотой. На этом пути мы многое можем совершить и достичь желаемого и для сердца нашего. Господь никогда не оставит того, кто идет по этому пути. Он никогда не оставит без Своего утешения сердце, желающее дойти по пути покаяния до тех глубин самого себя с тем, чтобы вычистить всякое присутствие греха в душе и сердце человеческом. Любезно такое устроение человека Господу, и Господь всемерно ему помогает на этом пути. Порою и через внешние немощи, и через те или иные назидания, наказания, которые Господь поставляет человеку, человек многое может открыть ещё в самом себе, открыть странички жизни, которые, может быть, ему было бы уже не под силу прочесть своим умом. Но вдруг всплывают те или иные обстоятельства из далекого прошлого – может быть, даже из детства, – которые вдруг напоминают, что уже было некогда положено греховное, порочное в сердце, что и доныне продолжает жить и действовать в нашей жизни: и помысл какой-то, взошедший некогда на сердце и живущий в глубинах, отравляя и разрушая и самого человека, и окружающих его людей.

Мне хотелось сегодня пожелать, прежде всего самому себе – и каждому из нас, чтобы на этом пути покаяния, искания недугов души своей, мы были неленостными делателями в эти дни Великого поста, чтобы в чистоте души и сердца своего достичь светлого праздника Христова Воскресения. С тем чтобы вкусить этой величайшей радости, которая открывается в этом мире. Но не надо думать о том, что эта радость, о которой нам возвещают угодник Божии, святые отцы, что она доступна только тем, кто подвизается в особых суровых подвигах. Господь дает каждому без меры и желает только одного: чтобы человек устремился по этому пути, чтобы человек хоть один шаг сделал навстречу Богу. Все остальное совершает в нашей с вами жизни Сам Господь: как дар, как милость. Как любящий отец, идет Он навстречу блудному своему сыну. С тем чтобы мы в дни Великого поста умели служить друг другу своей любовью и молитвой, общей нашей единой молитвой в нашей с вами церковной семье, поминая и не забывая друг друга в своих молитвах.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд