Московская патриархия

Проповедь о. Александра в Неделю 12-ю по Пятидесятнице 11.09.2016

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР (КУРНАСОВ) Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице11.09.2016Мф., 79 зач., 19:16-26Мк., 24 зач., 6:14-30 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры!Сегодня мы слышали за богослужением евангельский…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР (КУРНАСОВ)

 

 

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
11.09.2016
Мф., 79 зач., 19:16-26
Мк., 24 зач., 6:14-30

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры!

Сегодня мы слышали за богослужением евангельский отрывок о трагической смерти пророка Иоанна — Предтечи Христова, от рук беззаконного царя Ирода, жившего в незаконном браке с Иродиадой – женой его брата Филиппа. Не смотря на то, что Иоанн Предтеча обличал греховный брачный союз царя Ирода, последний всё равно почитал его за праведника и великого пророка Божия, а Иродиада, стремившаяся всеми правдами и неправдами к стяжанию богатства, красивой жизни и царскому достоинству, таила злобу на него и ждала удобного момента, чтобы погубить и уничтожить Праведника — источника препятствий и своего беспокойства. Как обычно в истории человечества встречаются примеры, что у праведных родителей рождаются праведные дети, а у развращённых родителей – развращённые. Бывают, конечно же, и исключения, но не в данном случае.

Случился праздник – день рождения царя Ирода, было великое собрание знатных гостей. Поскольку торжество длилось весь день, то и количество выпитого было без меры. Царь Ирод опьянев, пригласил юную бесстыдную Соломею – дочь Иродиады, исполнить неприличный танец. Когда же Ирод увидел восторг гостей от исполненного танца, то обещал исполнить любое желание Соломеи и даже готов был отдать ей полцарства, если бы та попросила его об этом. Но она, по совету матери, попросила голову Иоанна Предтечи на блюде! Какое глубокое падение человека, настолько грех помрачил разум и сердце, что убийство человека не считается злом, и мать и дочь проявили удивительное согласие в стремлении совершить злой поступок!

Но и опечаленный такой просьбой Ирод постеснялся нарушить клятву, данную в присутствии гостей, чтобы не быть осмеянным этими развращёнными людьми и не показаться обманщиком, слабаком или, как в наше время говорят, белой вороной или «не современным», чтобы не потерять своё лицо. Опьянённый царь не нашёл в себе мужества остановить это зло, потому что не мог в полной мере контролировать свои слова и поступки. Какое же это зло – пьянство! Настолько человек становится слабым и безвольным в состоянии опьянения, что не отдаёт отчёт своим поступкам и, когда протрезвляется, удивляется тому, что неужели он мог такое натворить.

В данной ситуации мы замечем два аспекта. Первый – это свойство и последствия пьянства, которые приводят к трагедиям. Второй – это стремление к власти и богатству и желание удержать это в своих руках. То же самое было и в древние времена, это же самое существует и в наше время. Богатому человеку материально бывает всё мало, но и чтобы не упасть в глазах таких же людей приходится поддерживать свой статус, не взирая порой на то, что для этого приходится нарушать не только гражданский закон, но и закон совести, закон Божий. Много ли надо для жизни?

Как мы с вами знаем, всякое благо на земле мы имеем от Господа, Который даёт каждому по усердию в ту меру, в какую последний может понести, не погрешая при этом пред Богом. Стремящийся стяжать неправедное богатство или неправильно распоряжающийся своим богатством не будет иметь пользы от своего богатства не в этой временной жизни, ни в вечности.

«Трудно богатому войти в Царство Небесное»(Мф. 19, 23), — слышали мы сегодня в другом евангельском отрывке. По слову святителя Феофана Затворника «тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.».  По настоящему богат тот, кто, даже ничего не имея, всем доволен и живёт в благодарности к Богу и тот, кто, имея богатство, не пристрастен к нему и во славу Божию употребляющий его на благотворительность.

Итак, братия и сестры, что же от нас требуется для богоугодной и праведной жизни? А требуется от нас научиться хранить во всём меру. Если человек пристрастен к спиртному, то не доходить до опьянения и употреблять оное только в исключительных случаях во славу Божию. Если человек боится показаться отсталым от своих сверстников и друзей, потерять статус среди сообщества, то по возможности удалиться от такого общества или же набраться мужества и трудиться, живя добросовестно и не боясь насмешек, козней и т.п., так как против силы Божией ничто не устоит. Если человек любит танцы, смотреть фильмы, ходить в театр, праздновать, общаться, то надо выбирать всё то, что не развращает наше сердце и не удаляет наши мысли и жизнь от Бога. Если человек беден, то надо трудиться и Бога за всё благодарить, тогда богатство может внезапно настигнуть. А если человек богат, то за всё возблагодарить Господа и по силе употреблять оное на дела праведные, на благотворительность во славу Божию. Так живя, мы можем и Богу угодить и пользу обществу принести.

Сегодня мы молились о страждущих недугом винопития. Мы с вами должны понимать, что это немощь человеческая, которой бывает человек одержим по нескольким причинам, одной из которых может быть какая-то трагедия, какое-то событие, повлекшее такое состояние. Может быть, случилась какая-то болезнь, и человек, чтобы заглушить боль, начинает пить, чтобы отрешиться от чувства страдания, скорбей. Бывает, что человек пристращается к вину с юности, будучи в кругу своих «друзей». Тем не менее, мы совершаем молитву о таких людях.

В свое время довелось мне прочитать в одном  дореволюционном журнале отрывок об одном священнике, который страдал страстью винопития в силу того, что он в свое время остался без матушки, которую очень любил. Когда он совершал Литургию, он был трезв, когда же он ее завершал и выходил из храма, то до следующей Литургии он не выходил из состояния опьянения. Прихожане очень молились за этого священника, прошло несколько лет, и этот священник исцелился от недуга.

Мы видим, что хотя в этом случае священник по отношению к своему делу был очень добросовестным, а немощь им овладевала. Но мы видим и самое главное: молитвы прихожан, односельчан помогли ему избавиться от этого состояния. Среди наших знакомых наверно есть такие немощные люди, одержимые этой страстью. Но близкие должны поддерживать таких людей своими молитвами и пытаться им не досаждать, потому что им и так тяжело пребывать в таком состоянии, с которым они не могут справиться. Так будем по силе возможности молиться за них, сочувствовать им и с пониманием относиться к их состоянию, не осуждать их за это, поскольку и мы не далеки от этого, так как осуждающий рано или поздно может впасть в то состояние, которое осуждает.

Так пусть Господь по молитвам Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна даст нам силы беречься от всякого греха, страсти и идти по пути добродетельной жизни.

Всех вас с праздником!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд