Московская патриархия

Проповедь о. Александра в Неделю 11-ю по Пятидесятнице 04.09.2016

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР (КУРНАСОВ) Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице04.09.2016Мф., 77 зач., XVIII, 23-35 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Дорогие братия и сестры!Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельскую притчу о…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР (КУРНАСОВ)

 

 

Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
04.09.2016
Мф., 77 зач., XVIII, 23-35

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры!

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельскую притчу о двух должниках, в которой говорится о прощённом крупном должнике, который не простил своего бедного товарища и понёс в результате справедливое воздаяние за свои поступки. Христос, завершая эту притчу, говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» .

Этот образ и эта тема на сегодняшний день является острой для всего человечества. Под словом «долги» необходимо разуметь поступки людей, наносящих обиды другим. А под царём — Господа, который будет судить всех нас после перехода из этой временной жизни в вечность.

Для наглядности и лучшего понимания этого отрывка хотелось бы привести один пример в виде притчи «о нерадивом монахе».

Жил-был в неком монастыре один монах, который нередко опаздывал к службе и этим часто огорчал игумена. Да и братья на него нередко роптали и несколько раз хотели даже выгнать из монастыря.

Но вот однажды этот монах заболел. Собрались братья возле его смертного одра и были очень огорчены тем, что погибает душа несчастного: слишком уж много водилось за ним всевозможных грехов. Но лицо монаха, который находился в забытьи, выражало такое спокойствие и радость, как бывает только у праведников. Как только монах очнулся, братья приступили к нему вопросами:

– Что ты видел? С кем так задушевно беседовал в другом мире, как с ближними своими?

Собрав последние силы, больной ответил:

– Братья, вы сами знаете, что я жил недостойно. И вот я увидел, как демоны окружили мою постель, и в руках у них был лист, снизу доверху исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне. Ангел же хранитель стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его». И тотчас бумага в руках демонов загорелась, и сами они с воплями исчезли. Подошел ко мне ангел и приветствовал меня. Братья, вы осуждали меня и осуждали справедливо. А ведь я, грешный, после принятия монашества даже в мыслях не осудил ни одного человека.

Представьте себе, что всего только одна добродетель «не осуждения» сподобила этого нерадивого монаха прощения грехов и Царствия Небесного. Какая малость, но какие великие плоды!

Но стараемся ли мы поступать так в своей жизни, при всех наших личных недостатках и немощах? Прощаем ли мы своих близких за их недостатки и прегрешения против нас? Часто мы требуем от других того, чего сами не делаем по отношению к людям. Часто осуждаем других в том, в чём сами погрешаем. Свойство осуждения таково, что осуждающий видит в другом то, что ему самому присуще в данный момент. Лжец видит вокруг всех лжецами, вор ворами, грешник грешниками и т.п. Мы осуждаем власти, начальников, исполнителей в недобросовестности, а сами на своём уровне делаем тоже самое.

Слова и поступки людей наносят нам мелкие порезы, а мы, вместо того, чтобы сразу залечить их – просто не обратить, не заострять внимание на этих обидах, доводим до состояния «абсцесса», когда порой требуется уже серьёзное лечение, а бывает, что и лечение безнадёжным становится. Годами, десятилетиями мы можем держать обиды на родителей, которые якобы не так нас воспитали или обделили вниманием, или не так поделили наследство, хотя сами, будучи родителями, так же поступаем с нашими детьми. Держим обиды на друзей или других людей за обидные слова или дела против нас, хотя сами других и осуждаем и злоречим, издеваемся и порой вредим им. Наступили нам на ногу или задели случайно в транспорте, место не уступили, обогнали, подрезали на дороге, влезли без очереди впереди нас, а мы уже готовы с кулаками и ругательством требовать справедливости и уважения от них. Обида, засевшая глубоко в сердце, не даёт покоя человеку на протяжении всего того времени, пока человек не изживёт её из себя. Человек в таком состоянии мучается и страдает сам и изводит своих близких.

Как замечает святитель Феофан Затворник: «Бывают обстоятельства, что хочешь — не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца» (Мысли на каждый день).

Так вот, братия и сестры, какое зло осуждать и какая великая добродетель при всех наших недостатках и немощах – не осуждать никого. В нашей с вами жизни никогда не будет всё гладко «без сучка и без задоринки», это реальность. Наша обязанность — научиться строже следить за собой, чтобы не погрешать пред Богом и перед людьми, а других прощать и прощать так, чтобы в сердце и следа от обиды не оставалось. И тогда милость Божия и благодать посетит нас, наполнит сердце радостью, любовью и всепрощением. И как результат такого образа жизни – наследие Царствия Небесного!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд