Московская патриархия

Иерей Павел Лизгунов. Проповедь в день праздника Преображения Господня (19.08.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы празднуем событие Преображения Господня. Господь призывает троих ближайших и самых любимых учеников — Петра, Иакова и Иоанна — на гору…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы празднуем событие Преображения Господня. Господь призывает троих ближайших и самых любимых учеников — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преображается перед ними, то есть изменяется Его образ, Его вид. Он сияет как свет, сияет Его лицо, Его одежда. Один из евангелистов говорит, что Он сияет белее снега. А евангелист Марк, который передает нам воспоминания апостола Петра — со свойственной ему живостью и непосредственностью образов, говорит, что Он сиял таким белым светом, «как белильщик на земле не может выбелить». В этом свете является апостолам вечная Божественная слава.

Апостол Петр в своем Послании вспоминает это явление, доказывая божество Господа: «мы видели явление Его славы, Его силы пришествия, будучи с Ним на святой горе». Удивительно то, что эти слова он пишет уже после других явлений, казалось бы, более значительных, более грандиозных – после Воскресения Христова, после Вознесения Господа в теле на Небо, когда облако скрыло Его из глаз учеников, после явления Духа Святого в виде огненных языков, которые почили над апостолами, которые их преобразили, просветили их умы и сердца и сделали из них «новую тварь». И вот, все эти победоносные явления славы Божией, когда совершилась победа Господа над адом – явная победа, тем не менее, все эти события не затмили от апостола память о Преображении Господнем. И именно на него он ссылается, когда доказывает своим адресатам божество Господа. Настолько это было грандиозное и величественное явление предвечной Божией славы.

Для нашего храму святого пророка Илии это праздник особенно важен, потому что в этот день происходит новозаветное явление пророка Илии, который вместе с пророком Моисеем является на святой горе и беседует с Господом. Почему именно эти ветхозаветные святые были избраны Богом для явления ученикам Своей славы? Мы точно не можем об этом сказать, но Церковь нам напоминает о событиях из жизни этих праведников, очень сходных с Преображением Господним, когда им на горе Господь также открывает Свою славу в той мере, в какой они могли ее постигнуть. Пророку Моисею на горе Синай: после многих устрашающих явлений – после землетрясений и гласа трубы, грома и молнии он вступает в некий особый мрак, где с ним говорит Бог, дает ему Закон, и потом по особой молитве Моисея, по особой его просьбе о каком-то более близком явлении Бога, Господь проходит перед ним и, как сказано в Писании, Моисей видит «задняя Божия». То есть некое последствие явления Бога, некое проявление Его вечной славы. А пророк Илия, измученный гонениями нечестивой Иезавели, оказывается на горе и также видит удивительные явления: сначала ураган, потом гром – но не в этом был Господь, а был Он, как сказано в Священном Писании, в веянии тихого ветра.

Господь праведникам, святым являет Свою славу в той мере, в какой они могут ее принять. При этом каждому Бог открывается по-своему. Апостолам на Фаворе Он являет ту истину, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, и что Он воплотился ради нашего спасения, и что Иисус Христос, которого они как будто бы хорошо знают, с которым они ежедневно беседуют, — является Предвечным Богом. Пророку Моисею Он являет непостижимость Своего Существа, когда в Божественном мраке он способен увидеть только «задняя Божия». Пророку Илии является непонятное, невероятное для человека смирение и кротость Бога – в веянии тихого ветра.

Наверное, в жизни каждого христианина тоже бывают свои «преображения», свои явления Бога – не в такой степени, как у апостолов, и не обязательно это единичное грандиозное явление, запоминающееся на всю жизнь. Но тем не менее, у каждого христианина есть особые периоды явного участия Божьего Промысла в его внешней жизни и особого явления Божией благодати в его внутренней жизни. И как правило, эти периоды сменяются периодами оставленности Богом, когда мы не чувствуем, что Он с нами, когда попадаем в скорби, уныние, и в своем сердце не чувствуем Бога так близко, как когда-то. Это также Господь посылает нам для укрепления веры, для того, чтобы она была живая, потому что потом, при нашем сохранении верности Богу, эти периоды вновь сменяются особыми новыми явлениями Божией славы, Божиего милосердия и Божией благодати. Как апостолам Господь явил славу Свою в Преображении, чтобы потом они не отпали во время гонений, так же происходит и с нами.

Несмотря на это, в скорбях, в периоды богооставленности мы далеко не всегда сохраняем твёрдую веру. Гораздо чаще мы колеблемся, предаемся унынию. Это неудивительно, ведь и апостол Петр, который видел непостижимое явление Божьей славы в фаворском Преображении, впоследствии не выдержал испытания и поколебался в вере. Но «поколебался» – это не значит «отпал». Несмотря на его отречение, вера сохранилась в его сердце и стала залогом последующего покаяния, после которого Петр снова стал первоверховным, камнем, на котором держится Церковь.

Да пошлёт Господь и нам явления Своей славы в доступную и полезную нам меру, которые будут оставлять неизгладимый след в нашем сердце, чтобы в отягчающих нас искушениях, скорбях и унынии память об этих явлениях удерживала бы нас от падения в отчаяние, сохраняла в нас надежду на будущие новые явления Божией милости.

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд