Московская патриархия

Иерей Андрей Якубов. Слово на Всенощной праздника Преображения Господня (18.08.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Что происходит на горе Фаворской в этот славный день? Это событие мирового масштаба! Вселенского! Порой, мы не можем этого осознать, потому что, с…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Что происходит на горе Фаворской в этот славный день? Это событие мирового масштаба! Вселенского! Порой, мы не можем этого осознать, потому что, с точки зрения мудрецов этого века, три апостола со своим Учителем всходят на гору, там у них какое-то откровение происходит, и они спускаются вниз – вот, то, что произошло, внешним образом. Что, на самом деле, в духовном измерении происходит? Происходит событие, равнозначное Крещению Господню: Господь открывает Свой свет, открывает Свое божество пред учениками и собирает к Себе всю Церковь – Церковь умерших в лице Моисея, Церковь небожителей в лице Илии, Церковь воинствующую земную в лице трех апостолов. Обратите внимание, что в виде всех этих людей Господь собирает Себе всю Церковь и перед этой Церковью преображается, преображает Свое тело.

Святитель Григорий Палама говорит, что Он не столько Сам преображается, сколько дает ученикам возможность увидеть этот фаворский нетварный свет, увидеть Свое божество. И Моисея и Илию Он зовет на эту гору для того, чтобы восполнить их неполноту, потому что в Ветхом Завете, на паремии сегодня об этом читалось, они видели Господа, но Моисей – только сзади, а пророк Илия видел Господа «в гласе хлада тонкого», таинственным образом. А тут они видят Господа лицом к лицу. И чудо в том, что это видят еще и апостолы, которые еще не утвердились в вере, еще не приняли Духа Святого. И в кондаке поется: «да егда Тя узрят распинаема», славу уразумеют Твою вечную – сохранят веру в Господа. Но, как видим, это не возымело должного действия, потому что только Иоанн Богослов стоит при Кресте Господнем, а остальные все апостолы разбежались. Петр вообще Его предал, отрекся от Него. Такое, казалось бы, чудное действие…Но в жизни так бывает. Нам кажется, что если Господь даст нам чудо, наша вера станет особо крепкая, и мы пройдем гораздо глубже, чем мы сейчас находимся. Вот это наглядный показатель того, что чудо в жизни человека не всегда, очень не всегда делает его крепким и верным. Испытания, вот они, зачастую делают человека крепким и верным. Испытания, скорби, если он достойно эти скорби проходит, а вот чудо – не всегда. Апостолы этому очень яркий пример.

Что нужно, чтобы увидеть этот свет Господень? Почему Господь не преображается перед всем миром? Он мог бы весь Иерусалим призвать к горе и перед ним преобразиться. Представляете, какое действие это бы возымело! И чудо в том, что Преображение могут не все увидеть. Он даже не всех двенадцать учеников берет с Собой, а только троих, которые больше всех Его возлюбили. Почему Он их избирает? Они в сердце что-то такое имели, что могут увидеть этот нетварный свет Господень. И что нужно для этого – для того, чтобы увидеть это Преображение?

Во-первых, нужно находиться среди учеников Господних. Что такое для нас с вами «находиться среди учеников Господних»? Ученики – это те, кто постоянно слышали слово Божие, постоянно с Ним в общении находились. И для нас с вами это даже проще, чем апостолам, потому что у нас есть Евангелие – слово Божие, всегда. В любой момент мы можем открыть его и находиться в общении с Господом. А еще ближе, чем Евангелие, есть Господь в нашем сердце. Мы можем спуститься в наше сердце и творить в нем молитвы – как сегодня отец Андрей на проповеди с утра говорил: спуститься в сердце и творить в нем молитву, и там есть Господь. «Царство Божие внутрь вас есть». Вот, что значит быть среди апостолов.

Во-вторых, нужно взойти на гору Фаворскую. Если кто на гору когда-то поднимался, знает, какое это не простое мероприятие. Оно требует усилия физического. То есть — усилия не только душевного, не только стремления ко Господу, но нужно еще поработать в теле. Об этом все святые отцы говорят: человеку нужен подвиг. Подвиг – это не только что-то такое великое, как мы привыкли. Не обязательно грудью на амбразуру бросаться, достаточно себя напрячь. «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е», то есть силою берется. Достаточно применить усилие. То есть, во всем, что мы делаем, во всем нужно применять усилие. В молитве нужно применять усилие: молиться чуть больше, чем ты хочешь. В богомыслие применять усилие – чуть больше, чем ты хочешь. Это усилие образует вектор. Вектор – это не точка, это две точки, это направленность. Вот эта направленность – восхождение по горе Фаворской – нам всем необходима.

В-третьих, нужно, чтобы Господь благоволил нам и Себя открыл, чтобы молиться вместе со Спасителем. Сказано сегодня, что они взошли на гору помолиться. Молитва – это самое необходимое.

И вселенскость этого события в том, что сейчас мы с вами здесь собрались таким «малым стадом» и тоже являемся свидетелями этого Преображения. То есть не только ученики этого сподобились тогда, потому что в Церкви Христовой нет времени, нет расстояния. Для Господа нет расстояния. Для того, кто хочет жить в Царстве Небесном, если мы с вами хотим этого действительно, мы должны эти расстояния преодолевать своим сердцем, своим умом, своей направленностью. Для Господа преодолеть это ничего не стоит. Две тысячи лет разделяет нас – для Него это не существует, а для нас это существует. И для того, чтобы это сделать, нужно поверить. Верой определяется наше соприсутствие с учениками на этой горе.

И зачем нам это нужно? Чтобы видеть, в Кого мы верим! Слово «свет» в Библии встречается чаще всего. Это одно из самых часто употребляемых слов в Библии, потому что сама сущность божества в этом проявляется – в нетварном свете. Через свет Себя Господь являет. Любой свет в этой жизни – свет творчества, свет добрых дел – если сравнить со светом Господним, то это все равно, как если ночь и день сравнивать. И вот к этому свету надо стремиться! Не то, что быть добреньким человеком – не к этому мы с вами призваны. Для этого не надо было бы Спасителю мира преображаться. А для того, чтобы через общение с Ним мы получили этот нетварный свет. К этому мы призваны. И в этой перспективе все наши дела, все, что нас окружает, надо рассматривать.

И Преображение – это не просто красивый праздник, когда Господь преобразился. Это открытие Того, в кого мы верим! Что Христос – это не просто Учитель наш, не просто Богочеловек, а Тот, кто свет нам дает, Тот, кто жаждет дать нам свет, чтобы укрепить нашу веру тогда, когда мы узрим Христа распинаемым, чтобы не отпали. Потому что Христос и в нашей жизни распинается – через то, что нас окружает, через то зло, которое мы видим, которое в этом мире есть, и не понимаем, как это так: как Господь допускает это зло. Как Господь допустил, чтобы Его распинали? Это самое большое зло, которое было, будет и может быть на земле. Больше этого зла придумать нельзя – это Распятие на Кресте Сына Божия. И Господь это допустил! И чтобы утвердить эту веру, надо иметь в себе Спасителя. И без света Фаворского невозможно сохранить в себе веру, невозможно пройти через Крестное страдание и остаться со Спасителем. Господь требует от нас не лицемерного исполнения заповедей, не лицемерного хождения в храм, чтобы мы здесь улыбались и говорили какие-то правильные вещи, или хорошо друг о друге отзывались: этот батюшка такой хороший, а этот прихожанин такой молодец – каждое воскресение ходит в храм. Не спросит с нас Господь: ходили ли мы в храм или не ходили. Он Сам знает, что у каждого на сердце. Господь требует этого света, потому что на Фаворе Господь показал Царство Небесное – и Петр говорит: «добро нам зде быти», потому что в Царстве Небесном хорошо, этого нельзя забывать! Мы туда стремимся, не просто ходим в храм Божий, не просто исполняем какие-то заповеди, не просто причащаемся. Нам в Царство Небесное нужно! Вот эту перспективу нельзя забывать за нашими делами, за нашими молитвами. Вот, в чем мы каемся? Что молитвы не прочитали, молочко в среду попили…Но Господь не этого от нас требует. Он требует, чтобы мы шли в Царство Небесное. А все остальное – всего лишь средство. Если внешнее исполнение заповедей будет нашей целью, то горе нам на Страшном суде. И чтобы нам не постыдиться, нам нужно через этот свет Преображения себя поменять, поменять свою жизнь и действительно деятельно пройти это преображение в нашей жизни, чтобы нам увидеть Царство Небесное, пришедшее в силе.

Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд