Московская патриархия

Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю жен-мироносиц (12.05.2019)

Христос Воскресе!Сегодня Святая Церковь постановила праздновать память святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Это те люди, которые не выделялись при земном служении Спасителя, не были на первых местах –…

 

Христос Воскресе!

Сегодня Святая Церковь постановила праздновать память святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Это те люди, которые не выделялись при земном служении Спасителя, не были на первых местах – в основном апостолы несли служение Слову Божию, были известны среди других людей. А эти люди тихо служили Господу. И, посмотрите: Святая Церковь после Антипасхи, которая является не столько памятью апостола Фомы, сколько уверением в истинности Воскресения – в том, что Христос истинно воскрес во плоти, постановляет праздновать память этих людей, как на первый взгляд может показаться – незаметных. Ведь что они делали? В Евангелии сказано, что жены-мироносицы следовали за Спасителем и служили Ему «от имений своих». То есть выполняли такое незаметное земное служение.

И сегодня в Церкви тоже все выполняют разное служение. Есть Святейший Патриарх, есть епископы, которые возглавляют Церковь и по справедливости являются преемниками апостолов. Мы смотрим на них и восхищаемся их добрыми делами. И они на переднем месте находятся. А есть люди, которые выполняют незаметное служение в Церкви: кто-то работает в свечном ящике, кто-то еду готовит в трапезной, кто-то поет на клиросе, кто-то алтарничает в алтаре, читает, кто-то пол моет в храме. Такие незаметные, на первый взгляд, земные служения церковные. И Господь этих людей, которые несут подобные труды, возвеличивает.

И когда мы в храме находимся, но по-мирски, нам хочется встать на переднем месте, хочется занять какие-то передние места на праздничном столе. И кажется: вот, туда мне хочется попасть… Но, на самом деле, когда мы видим, что кто-то нам прислуживает в храме, мы должны восхититься этим и сказать: почему я не на этом месте нахожусь, почему мне прислуживают, а не я прислуживаю? Почему я пришел в чистый храм, почему я не помыл здесь полы? Восхититься этим возможностям послужить Спасителю и послужить святым нашим братиям и сестрам в храме Божием, потому что это велико и угодно в глазах Спасителя. Остальное велико в глазах людей. И вот что человек будет выбирать в этой жизни – такая и будет его участь в Царствии Небесном: либо быть великим в глазах людей, либо быть великим в глазах Божиих. А велик в глазах Божиих (и Святая Церковь нам это подчеркивает нарочито) тот, кто несет дело служения. Ведь служить в храме можно очень многим.

Когда мы приносим записки в храм Божий, жертвуем что-то, то нужно понимать, что это тоже дело служения. Сейчас доходят до такого безумства (я сам этого не видел, но мне рассказывали), что в каком-то храме даже за записки чеки дают: приобрел столько-то записок. Если вы когда-либо в своем сердце помышляли, что вы эти записки покупаете, то вам нужно идти на исповедь и каяться в этом, потому что мы записки в храме не покупаем — мы приносим жертву Богу. В древности как было? Сами христиане пекли хлеба и проносили их в жертву Богу. А священник из этих хлебов выбирал лучшие и совершал из них Евхаристию, то есть жертву благодарения Богу. Агнец — из этих хлебов. И сейчас те записки, которые вы приносите в храм, это то, во что превратились эти просфоры – это наше жертвоприношение Богу. То есть мы приносим в храм наши средства, чтобы храм мог купить на них просфоры и служить на них Литургию, купить вино – то есть все необходимое для служения Евхаристии. Это и есть жертва Богу.

То есть в храме невозможно ничего купить. Это вы должны представлять. Покупаем мы в магазине, в храм мы приносим нашу жертву Богу. И священнику вы никогда не можете «заплатить за труды». Очень обидно бывает, когда люди, вызывая священника на те или иные требы домой (освящать дом, причастить больного…), не понимают и говорят: вот, вам, батюшка, за труды. Священнику невозможно заплатить за труды, потому что священник все делает туне – туне приял благодать от Господа и туне трудится. Можно отблагодарить Бога. То есть те деньги, которые вы можете дать священнику – это ваша жертва Богу. И вы должны к этому так и относиться. Иначе, какой смысл вступать со священником в какие-то земные отношения? Вы от этого благодати не приемлите, и священник, когда ему заплатили за труды, тоже не приемлет благодать. Какой в этом смысл? Смысл в том, чтобы священник приял благодать от Бога, и, вы, если хотите отблагодарить Бога через священника, прияли от Бога тоже мзду через это – мзду духовную.

Все в храме Божием существует для того, чтобы мы спаслись, а не для того, чтобы мы приобрели те или иные ценности, не для того, чтобы мы комфортно жили, не для того, чтобы удовлетворили духовные наши нужды. Не для этого все! А для того, чтобы мы истинно получили спасение – спасение во Христе. И все здесь для этого устроено. И лавка церковная для этого существует – это не магазин церковный, а место, где люди могут приобрести книгу во спасение своей души или те или иные нужные для духовной жизни принадлежности.

В храме Божием не может быть торговли. Вы должны это понимать и правильно к этому относиться. Поэтому с соответствующим настроением сердечным нужно к этому подходить, потому что церковные работники зачастую этого сами порой не понимают, и вы должны снисходить к их немощи. Главное, вам приобрести пользу. Кто-то из находящихся в храме, может быть, несет послушание за церковным ящиком или будет нести послушание в будущем, когда у него освободиться больше времени от земных забот – вы должны понимать, что мы делаем в храме, и ради чего все это происходит.

Ведь Иосиф Аримафейский тоже послужил от своих возможностей. Он был советником, был вхож к Пилату. То есть был по земным понятиям человеком влиятельным, который имел связи. Он своими связями послужил Спасителю: он вошел к Пилату и испросил тело Христово. Ведь если бы ученики Христовы – простые рыбаки пришли к Пилату, то он, возможно, им тело бы не отдал, может быть, они бы к Пилату и не попали – охрана бы их не пропустила. А Иосиф Аримафейский имел связи, имел возможности, может быть, материальные, и этими возможностями послужил Спасителю.

И вот не надо никогда гнушаться возможностью послужить от того, что тебе дано Богом в своей земной жизни. Ведь служим мы Богу не только молитвенно, не только предстоя в храме, не только в Божественной Литургии, а от всего – как жены-мироносицы, которые от имений своих служили Спасителю. Они при жизни Спасителя не несли никакого учения, никому не проповедовали. Только после смерти Спасителя, как мы знаем, Мария Магдалина и другие удостоилась стать равноапостольными. А при жизни Спасителя они несли земное служение. И в Апостольском чтении мы слышали, как поставлены были дьякона – семь дьяконов – которые несли земное служение, то есть заботились о трапезе для больных, для нищих, для вдовиц, чтобы апостолы могли нести свое служение – служение молитвенное. Каждый должен осознавать, какое место он занимает в Церкви и какое его служение в этой божественной иерархии.

И хочется пожелать нам с вами удостоиться такого же служения, которого были удостоены святой праведный Иосиф Аримафейский и Никодим, святые жены-мироносицы – чтобы от всего сердца своего, от всей души своей послужить Спасителю мира. И удостоиться той же участи, которые удостоились эти святые люди!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд