Московская патриархия

Иерей Андрей Якубов. Проповедь на Всенощной Недели 17-й по Пятидесятнице (12.10.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!В духовной жизни, обыденной и ежедневной нашей, случаются многие трудности, многие непонимания у нас, многие отклонения от веры отцов. И одним из таких…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В духовной жизни, обыденной и ежедневной нашей, случаются многие трудности, многие непонимания у нас, многие отклонения от веры отцов. И одним из таких серьезных отклонений является то, что мы забываем Христа. И это можно видеть даже по тому, как мы себя стали называть – мы себя стали называть «православными». Уже не говорим: православные христиане. Ты кто такой? – Я православный. Просто православный. Так, как на Западе уже просто говорят «Рождество». Не говорят «Рождество Христово». Там уже празднуют «Рождество». Так и мы: становимся просто «православными» и забываем, что мы – христиане. Забываем, что в центре нашей жизни должен находиться Христос. В центре наших действий, в центре нашей молитвы, в центре нашего доброделания, в центре нашей жертвенности, в центре нашей помощи ближним – везде должен находиться Христос. Но нам это не удобно.

Человеку это вообще не удобно! Почему говорит Господь: кто не отвергнется себя – не может быть Мой ученик? Потому что эта самость, этот эгоизм и мешает Христу вселиться в наше сердце.

Человеку гораздо проще быть самому по себя. Гораздо проще, находясь самому по себе, молиться. Находясь самому по себе, исполнять заповеди. Он пробует – у него не получается, и он говорит (есть такая отговорка в современном православном обществе): Господи, мы такие немощные! Это как бы покрывает все: мы никуда не стремимся, мы такие немощные. И нам как бы и Христос не нужен, раз мы немощные. Мы вроде пробовали исполнять Христовы заповеди, но мы забываем, что мы пробовали исполнять их без Христа. Но без Христа это невозможно.

Человек, который исполняет заповеди, должен убедиться, что ему просто необходим Христос. Что без Него он не может жить. Без Него не может дышать. Без Него не может ничего исполнить. Что ему нужен Спаситель! Спаситель – это тот, кто спасает. Человек должен признать себя погибающим. Если человек себя погибающим не признает, то он становится фарисеем. Фарисеи – это те, кто не признавали себя погибающими. Они все исполняли, они все правильно делали. Они, может быть, даже какие-то заповеди исполняли. В плане молитвы фарисеи были самые набожные — нам еще далеко до них в плане богослужения, в плане знания Закона Божия. Но это их не спасло, это их не сделало ближе к Богу! Ближе к Богу делает только Христос!

Христос – не тот, которого мы можем нарисовать своим воображением, чтением каких-то книг. Христос – Он живет в сердце человека. Христос говорит: кто будет есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, тот во Мне пребывает, и Я в нем. Это не просто какая-то максима, красивые слова! Это – реальность. Христос живет в сердце человека. И человек Его не чувствует потому, что он в сердце не заглядывает.

Мы привыкли заниматься всем внешним. И современный мир, деятельность современного человека направлены целиком во внешнее. У нас работа – внешняя, у нас отношения с нашими ближними – внешние, лицемерные, когда мы пытаемся перед ближними показать себя. И так далее… Все, что мы делаем – это из внешнего, это не из сердца исходит. Исходит из головы. И у человека возникает множество масок, которые он надевает на работе, в школе, дома – перед мужем, перед женой, перед детьми. Он эти маски меняет, но внутрь себя не заходит. Из-за этого он не видит Христа, потому что Христос может обитать только в сердце.

Только сердце может познать Христа. Никакой разум, никакие мозги не помогут познать Христа, сколько бы человек книжек ни читал. Почему такой удивительный эффект происходит: вроде бы ты много книжек читаешь, из святых отцов, но чувствуешь, что ты ближе ко Христу не стал? Потому что Христос живет в сердце. Он – не теоретический Бог, Он – не Бог теории, Его невозможно познать по книгам. Его можно только увидеть в сердце. Познакомиться с Ним в своем сердце и с Ним выйти на контакт, выйти на общение с Ним. И тогда все, что ты делаешь, становится наполнено Им — все твои молитвы, утренние и вечерние, все чтение Евангелия, любая добродетель, которую ты пытаешься сделать… Ты увидишь, что все сопряжено со Христом. Ты будешь чувствовать Его поддержку и будешь нуждаться в этой поддержке. И еще большего захочется, когда человек понимает, что такое – быть со Христом. Ему хочется стяжать Христа в себе, и от него отходит страсть. Почему человек десятилетиями борется со страстями, одними и теми же, и не может их победить? Потому что он пытается победить без Христа. Он борется, но Христа не зовет себе в помощники. Он борется сам, своими силами. И от этого он должен прийти в смирение.

Что такое «смирение»? Смирение – это признание себя таким, какой ты есть. Даже не по святым отцам, которые говорили, что смирение – это быть как пыль, которую топчут ногами. Для нас смирение – это познание себя таким, какой ты есть на самом деле. Не надо из себя ничего изображать: эти наши слова: «я – самый грешный человек». Господь ничего этого не требует, и мы себя, на самом деле, такими не чувствуем. Для нас это — просто понять, какие мы есть на самом деле. И тогда нам будет нужен Христос. Если мы это поймем, тогда действительно в центре нашей жизни станет Христос. И мы опять станем «православными христианами». Не просто «православными», которые исполняют некий закон. Закон никогда освободить человека не может. Может освободить Христос – живой Бог! И тогда мы станем действительно обратно христианами!

Спаси Господи!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд